На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Футбольный мяч заменил целевые госпрограммы О неразвитой инфраструктуре у нас вспоминают лишь в ходе подготовки к мировым спортивным шоу

2010.12.08 , Независимая газета , просмотров 365

В России найден уникальный способ создания транспортной, туристической, спортивной и социальной инфраструктуры. Вместо обычных программ регионального развития власти предпочитают использовать масштабные кампании подготовки к Олимпиаде или футбольному чемпионату мира. При этом бюджетное финансирование близких федеральных целевых программ постепенно сворачивается. В том числе и потому, считают эксперты, что чиновникам куда интереснее наращивать непредвиденные и нецелевые расходы в авральных кампаниях подготовки к мировым спортивным шоу. Чемпионат мира-2018 становится новой священной коровой, при помощи которой можно пролоббировать практически неограниченное финансирование.

Проведение чемпионата мира (ЧМ) по футболу 2018 года в России положительно скажется на экономике страны, уверен премьер-министр Владимир Путин. «Чемпионат мира – это дополнительные рабочие места, новые заказы, новые инвестиции во всех российских регионах», – перечислил Путин в ходе недавней межрегиональной партийной конференции в Хабаровске. Подготовка к ЧМ-2018 – по аналогии с подготовкой к Олимпийским играм 2014 года в Сочи – предполагает масштабное строительство спортивных стадионов и одновременное совершенствование инфраструктуры в 13 городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Казани, Саранске, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи и Екатеринбурге. Строительство и развитие аэропортов, дорог, гостиниц должно, по мнению Путина, окупиться в полной мере.

По официальным оценкам, расходы на ЧМ составят около 300 млрд. руб. Однако министр финансов Алексей Кудрин уточняет, что это лишь некие «самые главные расходы, чтобы провести чемпионат» – без учета трат на инфраструктуру. Так что вполне ожидаемо, что бюджет российского футбольного шоу раздуется до невероятных размеров. Россия за ценой не постоит, потому что на кону – возможность улучшить международный имидж страны. Оценки бюджета ЧМ независимыми экспертами в десятки раз превышают официальные прогнозы. Так, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев обращает внимание на то, что «стоимость высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург составляет более 840 миллиардов рублей в ценах 2009 года, это стоимость лишь одного инфраструктурного проекта». Поэтому эксперт уверен: на самом деле порядок обсуждаемых сумм должен быть как минимум в триллионах рублей.

Но, по мнению независимых экспертов, главная проблема состоит даже не в грандиозности предстоящих трат, а в том, что лишь победа российской заявки на проведение крупного спортивного мероприятия становится для власти предлогом вспомнить о насущных проблемах страны. В стране – вспоминают вдруг власти – нет даже «минимального набора» как для спортивного мероприятия, так и для достойной жизни граждан и нормального развития экономики. Лишь Олимпиада или ЧМ напоминают власти об отсутствии качественных дорог, отлаженной системы аэропортов, современных гостиничных комплексов, спортивных стадионов. О чем это может говорить? Лишь о том, что политические лозунги о модернизации и улучшении уровня жизни населения годами расходились с практикой бюджетного финансирования. Неудивительно, что теперь создание такого «минимального набора» услуг превращается в настоящую «стройку века».

Бюджет РФ в составе расходной части описывает в том числе финансирование долгосрочных федеральных целевых программ (ФЦП). Предполагается, что ФЦП – это эффективный инструмент проведения социально-экономической политики, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов. Проект бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предполагает финансирование примерно 60 ФЦП в объеме 922 млрд. руб. Самой финансируемой на фоне других ФЦП является программа развития транспортной системы (около 280–300 млрд. руб. в год). На развитие физической культуры и спорта государством направляется около 8–12 млрд. руб. в год. Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ планируется на уровне 2–2,5 млрд. руб. в год.

Грубое сравнение ежегодных расходов на те ФЦП, которые «конкурируют» с подготовкой к Олимпиаде-2014 и ЧМ-2018, показывает явное сокращение программного финансирования. Даже когда финансирование в номинальном выражении наращивается, в реальном выражении из-за инфляции идет его очевидное сокращение. Так, проект госбюджета предполагает увеличение финансирования транспортной системы РФ на 6,8% за период с 2011 по 2013 год. Это будет явно ниже накопленной за три года инфляции, потому что по официальным прогнозам за один только 2011 год инфляция составит 6,5%. Финансирование же спортивной ФЦП сокращается в течение трех лет даже в номинальном выражении – более чем на 35%. То ли сокращение обусловлено надеждой чиновников на активное привлечение в данные сферы частных инвесторов, то ли переориентацией их интересов на более глобальные спортивные мероприятия, предполагающие отдельную смету.

Вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что основные траты на ЧМ-2018 из федерального бюджета начнутся уже после 2012 года. Миронов выразил свою солидарность с Владимиром Путиным, предложившим отечественным олигархам «раскошелиться». Строительство футбольной инфраструктуры – благое дело, считает спикер. В этой связи Миронов высказался за введение налога на роскошь: «Если у людей есть возможность покупать футбольные клубы, пароходы и заводы, то пусть платят налог, и эти средства пойдут на реализацию социальных проектов».

Однако эксперты «НГ» считают, что эффективность расходов на подготовку глобальных шоу окажется даже ниже, чем при реализации ФЦП. «Из-за эффекта масштаба и обилия ведомственных кураторов очень сложно контролировать исполнение ФЦП. Особенно в части расходования финансовых средств. К объективным проблемам добавляется коррупционная составляющая», – напоминает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»/MorisonInternational Ирина Воробьева. При этом эксперты уверены: зато такие крупные имиджевые мероприятия, как Олимпиада или ЧМ, сулят чиновникам куда больше возможностей для их «коррупционной фантазии». Ни одна ФЦП не сравнится по своему масштабу с олимпийской или футбольной кампанией.

«С моей точки зрения, здесь абсолютно однозначно проявляется именно коррупционная мотивация. И только потом – спортивная и какая-либо еще», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Чемпионат превращается в священную корову, которая поможет обосновывать почти любое строительство и любой проект», – продолжает Николаев. Финансирование «перепадет» в первую очередь тем проектам, которые уже более или менее проработаны. Однако многие лоббисты начнут действовать по принципу: «Проси больше, дадут меньше, но и этого будет достаточно». «Все понимают, речь идет об имиджевом мероприятии, о деле чести самых высоких руководителей страны, которые за ценой не постоят», – объясняет эксперт. При этом само руководство страны тоже лукавит, успокаивая общественность словами про бизнес, который все «построит». «Что это за бизнес? Газовики, железнодорожники, банки. Бизнес что-то построит, если вы дадите ему преференции, снизите пошлины или повысите тарифы. В итоге все расходы лягут все равно на плечи простых россиян», – резюмирует Николаев.

Другая возможная причина, по которой власти вспоминают о насущных проблемах лишь при подготовке к Олимпиаде или ЧМ, – инвестиционная непривлекательность России в обычных условиях. Только толчок в виде уникального мирового шоу может хоть как-то простимулировать частные инвестиции в транспортную и иные сферы российской экономики. «Учитывая, что в России подобные проекты для частного бизнеса не интересны, для привлечения инвестиций необходимы хорошие стимулы, в частности, возможность уменьшить сроки окупаемости проектов. Такими стимулами являются крупные международные мероприятия», – говорит эксперт «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев. В то же время окупаемость мировых спортивных шоу вовсе не гарантирована, частные инвесторы могут рассчитывать на возврат средств главным образом лишь в короткий период проведения Олимпиады или чемпионата.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015