2001.12.25 , "Ведомости"
, просмотров 906
Многих из новых сенаторов можно назвать бизнесменами только с определенной долей условности. Уйдя из компаний, они успели поработать региональными чиновниками или депутатами. Другие - как, например, Герман Ткаченко или Глеб Фетисов, пересели в сенаторские кресла прямо из кресел президентов крупных компаний.
Паломничество бизнесменов в сенат изначально вызывало у политологов недоумение. Совет Федерации, по их единодушному мнению, никогда не влиял на принятие законов и выполнял скорее декоративную функцию. "В Госдуме гораздо больше простора для лоббистов", - говорит руководитель центра "Панорама" Владимир Прибыловский. С этим соглашаются и сами сенаторы. По словам бывшего председателя совета директоров завода "Фрезер" Оганеса Оганяна, палату просто нельзя было назвать "законодательным" органом. "Это был политический институт, который решал такие вопросы, как отставка [генпрокурора Юрия] Скуратова", - говорит сенатор.
Но, придя во власть, бывшие бизнесмены решили радикально изменить положение дел в парламенте. Они намерены принимать участие в рассмотрении законопроектов еще до их официального внесения в Госдуму. "Если мы не будем заниматься законотворчеством, нам вообще нечем будет заниматься", - говорит бывший зампред совета директоров ГАЗа Леонид Биндар.
Новые сенаторы уже приступили к делу. Например, бывший гендиректор "Костромаэнерго" Вячеслав Виноградов внес в Госдуму законопроект об административной ответственности за кражу цветных металлов. Он собирается также работать над законом "Об электроэнергетике", по которому будет проходить реформа отрасли.
А в будущем некоторую осмысленность существованию верхней палаты намерен придать ее новый спикер Сергей Миронов - недавно он сказал, что Совфед должен создать пятилетний план, в который будут включены законопроекты администрации, правительства, Госдумы и верхней палаты. То есть заняться своего рода координацией законотворчества. И некоторые из новых сенаторов уже обещают правительству заметно более легкое прохождение бюджета через парламент в следующем году. "Как только правительство определится с макроэкономическими показателями бюджета, мы приступим к его обсуждению, - говорит Оганян. - Бюджет следующего года очень быстро пройдет через Думу, поскольку будет заранее согласован со всеми заинтересованными сторонами". Оганян добавляет, что уже есть договоренности Совфеда на этот счет с думой и правительством.
По большому счету у бизнесменов просто не было выбора, считают эксперты. "Многие впали в отчаяние от неадекватности проводимой экономической политики", - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Судя по словам бывших менеджеров, Делягин не далек от истины. "Почему люди во всем мире могут делать со своими капиталами все, что хотят, а нашим предприятиям нельзя открывать валютные счета? " - говорит Оганес Оганян. А бывший гендиректор Первоуральского новотрубного завода Андрей Шмелев считает поспешным шагом отмену инвестиционной льготы по налогу на прибыль и льгот для градообразующих предприятий (его завод принадлежит к их числу) и намерен работать над поправками в соответствующую главу НК.
О грядущем усилении роли Совета Федерации говорили все опрошенные "Ведомостями" сенаторы. Но, не веря в новые лоббистские возможности сенаторов на федеральном уровне, эксперты говорят о более очевидных выгодах членства в верхней палате. Каждый год в процессе принятия федерального бюджета они будут отстаивать финансовые интересы регионов, в которых находятся их предприятия. "Любой компании полезно контролировать человека, который решает для губернатора важные вопросы", - говорит директор по стратегическому планированию компании "Современные бизнес-технологии" Михаил Хазин. Еще одну причину популярности Совфеда Хазин видит в непредсказуемости главного Госдумы. Грамотный лоббист может так виртуозно провести через нее законопроект, что конкуренты его даже не заметят, полагает эксперт. Так было, например, с законом об аудите, который разом лишил все компании "большой пятерки" шанса стать аудитором ЦБ. В такой ситуации Совет Федерации может быть полезен как фильтр, считает Хазин.