На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Аналог Советского Союза воссоздадут к 2017 году…?

2010.11.26 , Vesti.az , просмотров 419

Союзное государство Россия-Беларусь трещит по швам. Эффективность Союзного государства опустилась на новый уровень. Отношения ухудшились было во второй президентский срок Путина, он нормализовал их перед «передачей хозяйства» преемнику. Новый президент набрал силу, стал задумываться о перспективах, заговорил о модернизации – и отношения с лучшей в социальном и технологическом плане постсоветской страной напряглись хуже, чем в ритуальных плясках вокруг вентиля.
Непосредственной причиной называют жажду олигархов скупить лакомые куски Белоруссии, как корпорации старой Европы скупили новых членов Евросоюза. Другая версия – заблаговременная «артподготовка» новогоднего повышения цен на энергоносители, пишет в «Независимой Газете» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Вспомним: почему так торопились с фильмом «Крестный батька», который был буквально «сляпан на коленке»? Вероятно, надо было поспеть к подписанию Таможенного союза. Если бы Лукашенко, буквально скрипя зубами от унижения, не подписал бы Таможенный союз, считающийся детищем Путина, репутацию последнего запятнал бы нескрываемый, публичный, позорный провал, значимый в условиях конкуренции за возможность быть кандидатом от российской бюрократии в 2010 году.
Вторая возможная причина критики Лукашенко – надежда российских либералов, жаждущих возвращения в 90-е и уже начавших кампанию их «отмывания» в общественном сознании, на Запад. Ведь любая интеграция постсоветского пространства с участием России вызывает в западном сознании грозный призрак могучего Советского Союза и потому неприемлема для него. Эта фантомная боль победы в холодной войне заставляет Запад поддерживать любые ссоры с Россией внутри ее исторической сферы влияния. И «новый Козырев», взрывающий отношения России с кем угодно – от Монголии до Белоруссии, – может надеяться на помощь Запада, важную в политической конкуренции, пусть даже ужесточающейся по правилам не обычной, а «сувенирной» демократии.

Нынешнее поколение организаторов двусторонних отношений ярко и красочно, с комсомольским задором доказало свою несостоятельность: этих хороших людей пора менять. Ключевой инструмент сотрудничества – Союзное государство. Оно в тупике: кадровое обновление, желаемое обеими сторонами, автоматически передаст формальное лидерство в нем Белоруссии, на что вряд ли согласна Россия. Выход прост: пусть нового руководителя Союзного государства выбирает Белоруссия, но, в виде исключения, из россиян.

Это разморозит ситуацию и превратит Союзное государство из реликта ельцинской эпохи в локомотив сотрудничества, способный придать новый импульс не только Таможенному союзу, но и его интеграции с Украиной. Ключ к возрождению Союза на новой основе лежит в Киеве, а путь в Киев проходит через Минск. Пора начать двигаться в верную сторону.

Начнем с того, что сегодня трудно представить себе ту самую «верную сторону», по которой надо двигаться, чтобы «возродить Союз». Россия вроде бы предполагала это самое возрождение через объединение в Таможенный союз (ТС), а дальше, как говориться посмотрим.

Российские власти утверждают, что те страны, которые войдут в ТС, извлекут выгоды из увеличения объемов торговли, улучшения инвестиционного климата и других преимуществ, которые должны появиться, по их заверениям, в результате свободного движения рабочей силы и капитала в пределах государств таможенного объединения. Однако ряд аналитиков не разделяют этого оптимизма. Что происходить?

Аналог Советского Союза воссоздадут к 2017 году. Об этом заявил когда-то на пресс-конференции в Минске государственный секретарь союзного государства Беларуси и России, крупный кремлевский политик Бородин. Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана — это беспрецедентный шаг к восстановлению СССР. «Я даю вам, журналистам, указание написать, что в 2017 году восстановят советское пространство», — сказал секретарь союзного государства. Бородин отметил, что 2017 год является «символичным, поскольку в 1917 году был образован СССР» (на самом деле в 1922 году).
По мнению госсекретаря союзного государства, таможенный союз, как эффективный институт, привлечет в ближайшее время ряд других стран бывшего СССР. «В таможенный союз мы возьмем и Грузию, и Украину», — сказал Бородин, не указав, что для этого придется применить военную силу. Госсекретарь «союзного государства» сообщил журналистам, что в ближайшее время Россия и Беларусь примут «конституционный акт, а также введут единое платежное средство». В свою очередь, заместитель госсекретаря, член комитета «союзного государства» Василий Хрол отметил, что единым платежным средством «будет российский рубль». «Российский рубль с 2012 года будет применяться в расчетах за энергоносители», — сказал он.
Хрол заявил, что данная норма прописана в «антикризисном плане союзного государства Беларуси и России».

Что касается Казахстана, то аналитики утверждают, что устранение таможенных барьеров может привести к наводнению местного рынка импортными товарами и подорвать позиции отечественных производителей. Также результатом этого может стать усиление инфляции. Экономика Казахстана может стать более уязвимой перед экспансией экономики России после присоединения к таможенному союзу, предупреждают аналитики. Вступление в союз, означает ряд некоторых ограничений на независимость Казахстана, который в будущем может неконтролируемо расшириться.

Главная проблема заключается в том, что Россия никогда, и ни при каких обстоятельствах, на равноправных условиях участвовать в таможенном союзе или в других образованиях не будет. Достаточно взглянуть на привилегированные акции этой организации и убедиться в том, что ни у Беларуси, ни у Казахстана нет права влиять на таможенный союз, то есть последнее слово всегда остается у России, поэтому по типу европейского союза у них не получится. Таможенный союз (ТС) и Единое Экономическое Пространство (ЕЭП) - это попытка собрать "потерянные земли", не более того. Наднациональный институт, которую предполагаются внедрить уже к 2012 году, это внедрение системы управления по типу правительства СССР. Вроде все равноправные братья, но русский среди них наистарший, самый "мудрый", "великий", "умный", а значит единственный, кто может управлять. Путин и его соотечественники будут постоянно придумывать несуществующие проблемы, каждый раз тянуть резину, конечно же, в свою пользу. Достаточно понаблюдать за российскими СМИ и можно убедиться, что кроме себя любимого они никого вокруг не видят. Европейский союз, к примеру, это объединение нескольких государств одной весовой категории. Их СМИ призваны восхвалять и обслуживать интересы этих "некоторых", все остальные слабые среди них, не имеют никаких прав и вынуждены влачить жалкое существование. ЕЭП - это в 100 раз худшее образование. Какой смысл богатому природными ресурсами Казахстану надевать на себя "смирительную рубашку", что может Россия им предложить? Кроме всего прочего, на постсоветском пространстве существуют нерешенные проблемы. Одна из них носит исторический характер, которая состоит в том, что Россия до сих пор не признает свое имперское прошлое.

Таможенный союз частично восстановит границы СССР, с одной лишь разницей: вместо одного центра будут три, вместо одной партии три, вместо одной идеологии будут созданы противовесы друг другу, но это будет временным явлением. Россия потихоньку станет доминировать во всем.

С другой стороны выгоден ли экономически Таможенный союз? Кому он выгоден? Таможенные союзы создаются для объединения государств с примерно одинаковым уровнем развития экономик против стран, которые имеют перед ними преимущества на международных товарных рынках. Экономики же Беларуси и Казахстана намного слабее российской. Устранение таможенных барьеров может привести к наводнению местных рынков российскими товарами и подорвать позиции отечественных производителей. Также результатом этого может стать усиление инфляции. Пострадает и потребитель: цены на товары и услуги будут однозначно повышаться.

Вступление в союз также означает ряд некоторых ограничений на независимость этих стран, которые впоследствии могут неконтролируемо расшириться.

К примеру, Украине вступление в Таможенный союз еще менее выгодно. Дело в том, что после вступления в ВТО официальный Киев прошел точку невозврата к прежнему формату отношений в рамках СНГ. Для этого остальные участники Таможенного союза тоже должны вступить в ВТО. В противном случае, для не членов ВТО Украина станет трамплином торговых потоков из других стран – членов ВТО, и никакие таможенные или иные защитные меры не смогут их остановить.

России такое образование выгодно в конкуренции с Китаем и Евросоюзом. Общая валюта даст Кремлю мощные экономические рычаги, позволив сделать вызов доллару и евро, так как она будет обладать статусом региональной резервной валюты. В частности, министр финансов РФ Алексей Кудрин уже заявил, что Россия, будучи крупнейшим поставщиком энергоресурсов в мире, может вскоре приступить к торговле нефтью в рублях.
Россия может получить политические дивиденды в будущем. В то время как Казахстан, Украина и Беларусь, кроме сомнительных экономических преференций, могут попросту потерять свою экономическую, а со временем и политическую, независимость.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015