|
 |
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ТУПИК
 |
|
2001.10.23 , "Завтра"
, просмотров 961

"ЗАВТРА". Михаил Геннадиевич, темой нашей беседы являются всколыхнувшие весь мир события в Америке и "акция возмездия" США против Афганистана, после которых о глобальном контексте происходящего не говорит только ленивый. Но этот глобальный контекст все еще плохо понимается в нашем обществе, и вы, как специалист, давно и успешно изучающий данную проблему, наверное, можете более квалифицированно описать ситуацию. Михаил ДЕЛЯГИН. Строго говоря, никто не знает и вряд ли узнает, кто за всем этим стоит. Очевидно одно: для арабов такая великолепная организация дела недоступна. Если же использовать классический принцип оценки: "Кому выгодно?", то трагедия 11 сентября не выгодна никому, кроме США и, в меньшей степени, Израиля.
|
 |
Некому бежать?
 |
|
2001.10.09 , "Ведомости"
, просмотров 958

Одной из лучших, хотя и незамеченных экономических новостей этой осени стало резкое замедление бегства капитала. Во II квартале 2001 г. оно сократилось более чем в два раза — до $3,2 млрд по сравнению с $6,7 млрд в I квартале, причем отток снижался по всем основным направлениям: прирост просроченного долга инофирм уменьшился в три раза, с $2,7 млрд до $0,9 млрд; невозврат экспортной выручки и фиктивный импорт — вдвое, а «чистые ошибки и пропуски», отражающие движение капитала по черным каналам, — в 1,6 раза.
|
 |
Нужны ли российской власти деньги
 |
|
2001.09.26 , "Независимая газета"
, просмотров 896

Природные ресурсы, государство и собственники: проблемы взаимоотношений"Кому принадлежит природная рента в России?" - так была сформулирована тема круглого стола, проведенного недавно Институтом стратегических оценок и анализа в стенах "Литературной газеты" и газеты "Россiя". В обсуждении приняли участие: Евгений Евгеньевич Гавриленков - и.о. генерального директора фонда "Бюро экономического анализа"; Юрий Маркович Голанд - член экспертного совета и комитета Госдумы по бюджетам и налогам, кандидат экономических наук; Леонид Маркович Григорьев - заместитель директора Экспертного института при РСПП, ведущий специалист ИМЭМО РАН; Руслан Семенович Гринберг - заместитель генерального директора ИМЭПИ РАН; Михаил Геннадьевич Делягин - директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН; Виктор Викторович Ивантер - академик, директор Института народно-хозяйственного прогнозирования; Семен Аронович Кимельман - член межведомственной рабочей группы правительства РФ; Сергей Георгиевич Кара-Мурза - заведующий сектором общих проблем устойчивого развития Российского исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, профессор; Дмитрий Семенович Львов - член президиума РАН, академик-секретарь отделения экономики РАН; Михаил Александрович Субботин - член экспертного совета комиссии Госдумы по вопросам СРП (комитет по бюджету и налогам). Ведущий - политолог Александр Ципко.
|
 |
Призрак прозрачности
 |
|
2001.09.18 , "Ведомости"
, просмотров 945

Хотя проект бюджета-2002 далеко не столь хорош, как поют «соловьи Минфина», число его фундаментальных, совершенно неприемлемых для общества недостатков действительно ограниченно. Важнейший из них — непрозрачность, объективно рождающая произвол и коррупцию. Гордость правительства «прозрачным» бюджетом сродни гордости голого короля новым платьем.
|
 |
Смена приоритетов
 |
|
2001.08.02 , "Ведомости"
, просмотров 798

Прежде всего приоритетной задачей названо сокращение непроцентных доходов федерального бюджета. В благоприятной конъюнктуре они, вопреки либеральным догмам о необходимости минимизации госрасходов, выросли с 10,94% ВВП в 1999 г. до 11,62% в 2000 г. и 12,62% ВВП в 2001 г. «Идеологически вредный» рост должен быть преодолен: в 2002 г. их снизят до 11,91% ВВП, в 2003 г. — до 11,62% и в 2004 г. — 11,47% ВВП. Такое снижение расходов может привести к деградации бюджетной сферы не только на региональном, но и на федеральном уровне.
|
 |
Воля к девальвации
 |
|
2001.07.17 , "Ведомости"
, просмотров 986

Дебаты вокруг Трудового кодекса и пенсионной реформы затмили либерализацию валютного регулирования. Между тем на этом направлении успехи реформаторов максимальны. Первый шаг — включение темы в послание президента Федеральному Собранию. Президент зачитал все — и то, что раз валютное регулирование работает плохо, его надо ослабить, и то, что россияне должны иметь те же права, что и граждане развитых стран.
|
 |
«Газпром»: логика развития
 |
|
2001.06.08 , "Ведомости"
, просмотров 1011

«Газпром» определяет условия развития РАО «ЕЭС России», а через него — МПС и ЖКХ. Он — ключ к системе естественных монополий. Начав изменения именно с него, государство показало понимание его значения. Первый шаг — обеспечение финансовой прозрачности. Без нее государство не будет понимать, что и зачем оно реформирует, и станет слугой не общества, но менеджмента монополий. Пример — «реформа» РАО «ЕЭС России», уже на стадии обсуждения обернувшаяся энергетическим террором. Поэтому прежде всего «Газпрому» нужна ревизия расходов. В 2000 г., по оценкам, его расходы на оплату труда выросли на 76%, а на закупку материалов — в два раза.
|
 |
Политика недоверия
 |
|
2001.05.21 , "Ведомости"
, просмотров 617

Апрельские доходы федерального бюджета — 134,8 млрд руб. — превысили план на 11,7%. Улучшив администрирование, ГТК собрал эквивалент $1,43 млрд — рекорд посткризисного периода. Сорвал план лишь Минатом, перечислив в бюджет не 1,5 млрд руб., а 0,3 млрд руб. (17,9%).
|
 |
Бюджетная элегия
 |
|
2001.04.25 , "Ведомости"
, просмотров 655

Первое, что бросается в глаза в бюджетном послании президента, — вольное отношение его составителей к реальности. Президент рапортует о полной ликвидации долга федерального бюджета перед социальной сферой еще в 2000 г., хотя в конце года долг перед ней даже по зарплате составил 48 млн руб. Да, это мало — но долг все же есть. При Ельцине помощники президента реагировали на такие заявления словами: «Президента опять подставили». Утверждение, что в 2000 г. «в полном объеме и без задержек осуществлялось финансирование расходов федерального бюджета», опровергается отчетами Минфина, по которым в январе расходы были меньше плана на 7,1%, в феврале — на 17,7%, мае — на 13,2%, июне — на 6,8%, июле — на 12,8%, сентябре — на 8,7%, октябре — на 14,8%, ноябре — на 10,1%. Ряд месяцев пропущен не из-за своевременного исполнения обязательств, а потому, что Минфин не раскрыл информации об исполнении бюджета. Минфин до сих пор не обнародовал отчетные данные по исполнению федерального бюджета.
|
 |
Двери закрываются
 |
|
2001.04.12 , "Ведомости"
, просмотров 637

Опубликована статистика исполнения федерального бюджета за I квартал 2001 г. В начале этого года продолжилось устоявшееся за почти два года недофинансирование расходов бюджета (в январе — на 13,6%, феврале — на 12,6%, марте — на 13,6%) при сверхплановых доходах, снизившихся с 4,1% в январе и 6,0% в феврале до 3,8% в марте.
|
|