На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Эпидемия бюджету не грозит

2009.11.25 , "Новая газета" , просмотров 628

Народные волнения страшнее свиного гриппа. Правительство увеличивает финансирование органов безопасности и внутренних войск. Расходы на борьбу с эпидемиями сокращаются в 2,4 раза


20 ноября Дума приняла бюджет в третьем, окончательном чтении. Бюджет определяет почти все стороны политики государства. Поэтому его углубленное изучение жизненно необходимо: оно позволяет заблаговременно отделять официальную пропаганду от реальных намерений государства, которые оно вынуждено декларировать в виде соответствующих положений бюджета. Продолжаем исследовать главный социально-экономический документ-2010*.

Как ни странно, проект бюджета на 2010 год свидетельствует об искренности правительства: оно действительно верит в завершение социально-экономического кризиса. По инерции включив в «стратегические цели и приоритеты» бюджетной политики «стимулирование экономики в период выхода из кризиса» и даже совсем не свойственное бюджету (хотя и совместно с Банком России) «поддержание стабильности банковской системы», правительство не предусмотрело в проекте бюджета мер, способных решить эти задачи. Вероятно, предполагается, что кризис «рассосется» (а то и уже «рассосался») сам собой.

О масштабах бюджетного «стимулирования экономики» свидетельствует беспрецедентное, более чем на четверть сокращение расходов на нее: с 1 845,7 млрд руб. до 1 347,1 млрд (см. таблицу). При этом финансирование сельского хозяйства и топливно-энергетического комплекса сокращено более чем втрое, лесного хозяйства — на 40%, транспорта — на одну пятую. Под гром литавр о необходимости развития дорожного хозяйства расходы на него были сокращены более чем на 8 млрд руб. (правда, в относительном выражении это немного — 3,4%).

По официальной версии, бюджет-2010 отличает социальная направленность. То же самое говорилось про большинство бюджетов последнего десятилетия, но в этот раз, действительно, повышение пенсий, если обещания будут выполнены, впервые с начала реформ позволит жить на них относительно нормально.

Однако при всей важности пенсий социальная сфера отнюдь не ограничивается ими — а все остальные социальные расходы предполагается сократить.

Интересна структура сокращения расходов: так, финансирование исследований в области образования вырастет в 1,6 раза — при снижении расходов на среднее профессиональное образование на одну шестую, на «молодежную политику и оздоровление детей» на треть и на начальное профессиональное образование — более чем в 4 раза. На 20% снизится финансирование социального обеспечения и скорой медицинской помощи (привет незабвенному нацпроекту «Здравоохранение»!), на 23% — физкультуры и спорта, в 2,4 раза — мероприятий по обеспечению «санитарно-эпидемиологического благополучия» (вероятно, предполагается, что эпидемий гриппа с 1 января больше не будет: нет денег — нет и эпидемий).

Однако основная часть «непенсионных» социальных расходов в нашей стране ложится не на федеральный, а на региональные бюджеты. Благодаря изуверской и хаотичной межбюджетной политике большинство регионов нашей страны не могут прокормить себя сами и получают заметную финансовую помощь федерального бюджета. В прошлые годы она неуклонно увеличивалась; печальной новацией 2010 года станет беспрецедентно резкое, почти на четверть, сокращение финансовой помощи регионам. В результате значительная их часть будет вынуждена не просто отказаться от высочайше провозглашенной «социальной ориентации», но и урезать социальные расходы. В Приморье, например, ради подготовки к саммиту АТЭС, намеченному на 2012 год, уже предусмотрено сокращение краевых расходов на образование и здравоохранение на треть.

Помимо пенсий вырастут лишь «общегосударственные расходы» (под разговоры о самоотверженности бюрократов, снижающих траты на свое содержание) на безопасность и поддержание правопорядка и на армию.

Интересна иерархия силовых структур, которая наглядно видна в масштабах увеличения их финансирования. Приоритет отдан органам безопасности (+14,9%), внутренним войскам (+12,4%) и миграционной службе (+10,5%). В то же время сократились расходы на органы прокуратуры (–0,2%), юстиции (–2,8%), пограничной службы (–2,9%). (Рост финансирования судебной системы, к слову, составил лишь +0,5%.) Представляется, что указанная пропорция вполне наглядно свидетельствует о намерении обеспечивать «правопорядок» не укреплением законности (пусть даже в ее весьма специфическом официальном понимании), а применением силы.

Правда, возмущающиеся «силовым креном якобы социального бюджета» забывают о том, что сильнее всего вырастут расходы на обслуживание госдолга — аж в полтора раза, а по сравнению с 2008 годом — и вовсе вдвое. Это связано с особенностями нашего правительства: имея значительные финансовые резервы, рассованные «по разным карманам», оно намерено все равно осуществлять массированные займы. Вероятно, сам процесс занимания денег, причем не только извне, но и внутри российской экономики, доставляет отечественным бюрократам неизъяснимое для непосвященных удовольствие. И то сказать: по числу коррупционных скандалов обслуживание российского госдолга уступает, насколько можно судить, лишь торговле оружием.

Таким образом, главным приоритетом правительства представляются все же спекуляции; пенсионеры и силовики занимают почетные второе и третье места.

Это не только позволяет оценивать правительство Путина как «правительство миллионеров и для миллионеров», это вызывает ощущение подготовки к избирательной кампании.

В самом деле, для гарантированного обеспечения социальной стабильности в условиях вновь подорожавшей нефти хватило бы и 20-процентного повышения пенсий. Значит, речь шла не о стабильности, а о завоевании благодарности пенсионеров, причем лично объявившему о 46-процентном повышении пенсий премьеру.

С другой стороны, для обеспечения стабильности нужно было «подбросить денег» и бюджетникам. Обошлись без этого — и это опять соответствует ставшему привычным сценарию выборов, на которые бюджетников сгоняют, как можно судить, под страхом увольнения или административных взысканий. Там, где работает страх, — деньги излишни.

А все остальные, кроме бюджетников да пенсионеров, по всей вероятности, давно уже не голосуют. А кто вспомнит не вовремя про свои избирательные права — для них, как и для жителей задыхающихся без денег моногородов, есть силовые структуры.

Это парадокс: несмотря на демонстративную отмену и полную дискредитацию процедуры выборов, осуществленную 11 октября, правящая тусовка, похоже, всерьез готовится к ним!

Посмотрите официозные новости: нынешние лидеры России уже длительное время работают, насколько можно судить, в жестком режиме избирательной кампании, отчаянно борясь за внимание аудитории. Доходит до смешного: стоит сторонникам одного сказать о необходимости модернизации для выхода из кризиса, как сторонники другого объявляют кризис завершенным, неявно постулируя тем самым ненужность глубоких перемен.

А растущее количество пока вроде бы мелких претензий к 2000-м годам вызывает ощущение начала системного предъявления счетов путинской эпохе. О личностях, понятно, говорить стесняются, но у нас же всегда так — сегодня об эпохе, и завтра об эпохе, и послезавтра о ней же… а еще через некоторое время: гражданин имярек, с вещами на выход!

И думать, что кто-то в органах государственной власти не понимает этого, — непростительная наивность.Все они понимают, вопрос в том, что они могут. И вместе с их неуверенностью, как обычно, растет финансирование органов безопасности и внутренних войск.

Правда, при нынешних «нормах отката» их сотрудникам вряд ли от этого легче.



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015