На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Сколько застой длится, по вашему ощущению?

2016.02.17 , Комсомольская правда , просмотров 686

Делягин:

О времени застоя – сколько времени он длится. Я – экономист. В политике у нас движуха, все замечательно. А вот с точки зрения экономической политики у нас сейчас шестнадцатый год застоя. Нам обещают 15 лет застоя. А в реальности чудовищная либеральная социально-экономическая политика, которая уничтожает страну, длится сейчас шестнадцатый год. В 1999 году была катастрофа государственности. Но как только государственность стабилизировалась в 2000 году, привели господинаГрефа с компанией, и у нас началось уничтожение экономики социально-экономической либеральной политикой. Это застой. Были бурные экономические росты. Под 10 процентов было. Инвестиции были 10 %, но это были нефтедоллары.

Что нужно делать? Ключ к модернизации – это модернизация инфраструктуры. Для этого нужно одновременно с реализацией модернизационных проектов ограничение произвола монополий. Не сложно. Ограничение коррупции – не сложно. Разумный протекционизм хотя бы на европейском уровне. Гарантирование прожиточного минимума, раз уж у нас в конституции написано, что у нас у кого-то есть право на жизнь, кроме высших чиновников в нашей стране. Дальше, необходима нормализация налогообложения. У нас же чудовищная ситуация. Чем человек беднее, тем он больше платит налогов. Если считать обязательные социальные взносы, которые не отличаются от налогов по методу взимания. Соответственно, должна быть нормальная прогрессивная шкала, как во всем мире. Если у вас до трех минимальных заработных плат доход, до трех прожиточных минимумов доход, вы не платите ничего. Если у вас больше ста прожиточных минимумов, извините, 20 процентов уж отдайте. И тогда у нас не будет проблемы с пенсионным фондом и со всем остальным. Это технический минимум.

И малый производительный бизнес, не спекулятивный малый бизнес должен быть освобожден от всех налогов на пять лет. А в Сибири и на Дальнем Востоке, думаю, что и на двадцать лет.

Челышев:

- Вопрос слушателям: сколько застой длится, по вашему ощущению?

Михаил:

- Москва. Во-первых, по поводу определения застоя. Мне кажется, что это не совсем застой. Это превышение аппетитов основных выгодополучателей над темпами роста экономики. И второе. По поводу производительности труда. Когда производительность труда измеряется в деньгах, а она определяется как количество дохода, получаемого основным выгодополучателем в единицу времени от работающего, то способ повышения производительности труда – это уменьшение зарплаты рабочих. Что мы, собственно, и наблюдаем. А что делать? Мне кажется, нужен прогрессивный налог не на доходы, а прогрессивный налог на личное потребление, в том числе и вывод капитала за границу.

Афонина:

- Спасибо. Марат пишет: «Я бы сказал, что застой начался тогда, когда я перестал заниматься бизнесом. Кормить со своих доходов еще сто человек я не собираюсь».

Челышев:

- «С 2009 года точно! А если брать саму модель нашей экономики, то лет двадцать уже где-то». «Прекратить увеличение поставок энергоносителей игаза в Западную Европу, ограничить поставки 90-х годов. Объявить: кто хочет развиваться - добро пожаловать в Россию. Ввести лимит на поставки газа. Тогда и кризис куда-нибудь денется», пишет Петер из Германии. «Лично по своему карману заметил кризис в 2008-м. И до сих пор он не миновал. Хотя темпы падения, безусловно, бывали разными». «Деградация продолжается на протяжении четверти века. Действующее правительство абсолютно не способно вывести страну из кризиса». И Юрий пишет: «Застой начался в 1991 году».

Делягин:

- Это застой – в смысле деградация. Я согласен. В 1990 году он даже начался.

Виктор:

- С 1990 года длится застой. Я как обычный человек труда начал четко понимать. Когда появились павловские деньги, январь 1991-го, с тех пор и пошло.

Афонина:

- Были же в 2000-х сытые года, достаточно стабильные года. Вы их уже не помните? Или нынешний кризис стер эту страницу в вашей памяти?

Виктор:

- Были коротенькие периоды. Но это не стабильность. Когда я был подростком, я видел, родители копили. Рубль положили – и он 10-20 лет рубль. А вот эти короткие периоды – какая это стабильность?

Афонина:

- Михаил Геннадьевич, мы как-то забываем о том, что сытые года были. Нам сейчас есть с чем сравнивать. Это была стабильность?

Делягин:

- Это была некоторая стабильность, как и во времена застоя. Но она была стабильность далеко не для всех. Москва начала потреблять, условно, в 2001 году, в 2002-м. А какая-нибудь Бурятия начала в 2006-м, а Забайкальский край, если и начал, то накануне кризиса 2008 года. Тогда еще Читинская область была. Здесь все очень разрозненно по регионам. Давайте не будем забывать, что для большинства граждан нашей страны уровень потребления 1989 года, если считать его по качеству жизни, включая безопасность, здравоохранение, образование, возможность отдыхать бесплатно почти, так никогда достигнут и не был. Потому что, когда мы считаем реальные доходы на душу населения, то, во-первых, это заниженная инфляция. То есть показатель безбожно завышается. С другой стороны, это средняя температура по больнице, когда Абрамовича суммируют с пенсионером. И это средняя температура по регионам. И самое главное, огромное количество бесплатных услуг стало платным. Или формально бесплатным. У нас до сих пор есть бесплатное здравоохранение. Пойдите в Москве к бесплатному врачу, у вас будут такие проблемы, что только очень здоровый человек может себе это позволить. Благодаря собянинским реформам. Спасибо товарищу Собянину за это. Но и всем предшественникам тоже большое спасибо.

Поэтому реально у нас уровень 1989 года для большинства людей так никогда достигнут и не был. Более того, у нас уже появилось поколение людей, которые искренне повторяют за всякими Ясиным, что ничего не было. Бесплатное образование – это невозможно. Бесплатное здравоохранение – это невозможно, так не бывает. Дешевого ЖКХ не бывает. Когда им говоришь: а в Германии сейчас бесплатное высшее образование, даже для иностранцев. Даже по некоторым специальностям – для англоязычных, а не немецкоязычных. Люди впадают в ступор и говорят: это же невозможно. Нам же это преподавали в вузе. Взрослые состоявшиеся люди уже так говорят.

Афонина:

- Альберт, здравствуйте.

Альберт:

- Мне кажется, чтобы было без популизма, нужно пережить еще раз ту ситуацию, которая была в 90-е годы. Нужно создать некий железный занавес, прекратить продавать за рубеж углеводороды. Потому что у нас их ограниченное количество. Вы увидите сразу, как поднимется цена на рынке. И подождать. Выждать год или два. Сейчас в стране и так очень тяжелая ситуация.

Челышев:

- А что мы есть будем в эти два года? Углеводороды? Мой желудок плохо воспринимает сырую нефть, а каменный уголь откусить смогу, а вот после того, как проглочу, наверное, помру.

Делягин:

- Вы оптимистично относитесь к колбасе, как я подозреваю, если говорите, что ваш желудок плохо переваривает нефтепродукты.

Афонина:

- Как вам идея – закрыться и не продавать нефть?

Делягин:

- Отлично. Мы, например, почти все лекарства покупаем. У нас очень большой объем импорта химической продукции, без которой химические заводы превратятся в химические бомбы. И так далее. По довольно длинному списку. Мы не Северная Корея. Кому-то это может не нравиться, но закрыться полностью мы не можем. Мы можем ограничить импорт, разумный. Потому что то падение импорта стихийное, которое имеет место сейчас, это в основном падение инвестиционного импорта, это то, что недопустимо. Но это не означает, что мы должны добровольно отказаться от зарабатывания денег. Это глупости, по-моему.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015