На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

НЫНЕШНИЙ ПЛАН ПРАВИТЕЛЬСТВА - ОН НЕ АНТИКРИЗИСНЫЙ И ОН НЕ ПЛАН

2016.02.17 , Комсомольская правда , просмотров 4399

Челышев:

Доктор экономических наук Михаил Геннадьевич Делягин в студии Радио «Комсомольская правда». Лена Афонина .

Афонина:

- И Антон Челышев . Обсудим внутренние экономические проблемы. Тем более, что решение таковых пытаются найти вот уже на протяжении парочки месяцев, как начался этот год. Есть антикризисный план 2015 года – плохой, хороший, удачный, неудачный, - сейчас мы не об этом. Мы о будущем. В 2016-й вступили, а антикризисного плана пока еще нет. И вот появилась очередная версия этого антикризисного плана. Давайте вспомним, что входило в антикризисный план не прошлого, а 2008 года, и сравним с нынешним. У нас есть историческая справка.

2008 год. Глава Минфина Алексей Кудрин 15 декабря сообщил о том, что российские власти планируют направить на поддержку реального сектора дополнительно 150 млрд. рублей. Таким образом вместе с уже одобренными 175 млрд. общий объем поддержки российской промышленности составит 325 млрд. рублей. Премьер-министр Владимир Путин изложил 19 декабря комплекс мер по поддержке одного из ключевых секторов российской промышленности – автомобильной. Минтрансу поручено направить до 40 млрд. рублей на закупку отечественной дорожной техники. 30 декабря 2008 года пресс-служба правительства сообщила, что российские власти готовы выделить из федерального бюджета 92 млрд. рублей на финансовую поддержку системных предприятий.

2016 год. Смета антикризисного плана выросла до 980 млрд. рублей. ранее Минэкономразвития предлагало потратить на 152 млрд. меньше. Почти половину предложено взять в бюджете, еще 174,5 млрд. – из антикризисного фонда. В течение года правительству предстоит придумать, откуда взять еще 321,5 млрд. рублей. Еще одна потенциально дорогая мера – дополнительный трансферт Пенсионному фонду – из плана исключена. Увеличить его предлагал Минфин из-за снижения поступлений от страховых взносов. Но теперь это исключили. Зато появилось поручение подготовить предложения по индексации пенсий во втором полугодии 2016 года. Стоимость этих мероприятий не оценена. Ужесточение госрегулирования доходов алкогольной отрасли, рост сборов с игорного бизнеса, повышение акцизов на топливо и пальмовое масло сейчас открыто обсуждаются в Белом доме.

Афонина:

- Разумеется, в нашем Белом доме. Мы о нашей стране говорим.

Делягин:

- Во-первых, изложение 2008 года неправильное. Потому что просто говорится о поддержке реального сектора и поддержке промышленности, как о синонимах. Ничего не говорится о поддержке моногородов, которая была очень большим направлением. Ничего не сказано о поддержке занятости, которая была далеко не только в моногородах. Ничего не сказано о поддержке банковской системы. А поддержка банковской системы была основным направлением расходования денег. И, кстати говоря, плюс нынешнего обсуждения, при том, что как бы это все достаточно беспомощные разговоры, как вы слышали, то есть люди хотя дать денег и не заморачиваются, не задумываются даже вопросом, откуда они будут их брать. Но большим плюсом является то, что поддержка реальному сектору, банки – перебьются. Банки свое уже получили. И это большой плюс по сравнению с 2008 годом. Это некоторая разумность. Дальше. Просто давайте еще зафиксируем, что в 2008 году, помимо заявлений о том, что неплохо было бы сделать, которые мы услышали, были и дела. Дела, правда, пришлись на 2009 год, когда кризис уже, в общем-то, рассосался сам собой. Но они, тем не менее, осуществлялись. И было бы неплохо сказать не о планах, а о том, что действительно было сделано.

Что касается нынешнего плана. Еще раз: он не антикризисный и он не план. Потому что разрозненный набор мер – это не план. План – это последовательность действий, которая достигает какой-то цели. Как у нас, извините, в 2014 году, по-моему, спросили господинаШувалова, когда он первый раз туда заявился. Его спросили: ну хорошо, а какой цели вы хотите добиться этими мерами? По каким результатам мы будем судить о том, успешен будет результат или не успешен? Если ответ человека с бюрократического перевести на русский, ответ такой: ой, ребята, как интересно вы вопросы ставите. Знаете, если вас это волнует, то заходите к нам, вносите свои предложения, мы их рассмотрим обязательно. Второе – что он не антикризисный. Потому что эти меры разрозненные, отдельные, точечные. Они кризис преодолеть не позволят.  Это что за детский сад? Я понимаю, когда вот так показывает какой-то краешек кружевного чулочка девушка в стриптизе, на начальном этапе стриптиза. Я понимаю. Но почему у нас Минфин исполняет стриптиз подобного рода или какой-то такой завлекающий танец, я понять не в состоянии.

Дальше. Если у нас будет структурная реформа и цена нефти 50 долларов за баррель, то все вроде бы очень хорошо будет. Но вопрос: ребята, а каков вклад структурных реформ и каков вклад 50 долларов за баррель? Если будут структурные реформы и 40 долларов за баррель – у вас все равно ничего не получится? Дальше. О каких структурных реформах идет речь? Мы будем ограничивать произвол монополий, мы коррупцию будет ограничивать? Или мы будем осуществлять приватизацию? То есть грабеж страны, на который не хватило наглости даже в 2008 году.

Челышев:

- Тут указано, о каких структурных изменениях идет речь в экономике. Прежде всего – повышение отдачи на капитал за счет роста производительности труда, опережающего рост зарплат.

Делягин:

- Это пустой разговор.

Челышев:

- И, как результат, увеличение доли инвестиций в ВВП.

Делягин:

- Это абсолютно пустой разговор. Потому что рост производительности труда считается по макропоказателям, то есть по ВВП. В переводе на русский: цена нефти выросла, а производительность труда тоже выросла.

Челышев:

- Это как?

Делягин:

- Потому что считается ВВП на душу населения. Вот ваша производительность труда.

Челышев:

- Ах, вон оно что!

Делягин:

- Конечно! А вы как думали? Вы что, думали, кто-то считает человеко-часы, что ли?

Челышев:

- А как правильно? Как считать реальную производительность труда?

Делягин:

- Правильно ее на макроуровне очищать от изменений доходов, которые не связаны с усилиями людей. А вообще принято считать выработку на одного работника по разным отраслям. И очищать от колебаний цены, которые не связаны. И вообще производительность труда правильнее считать в штуках. Так что, извините, это все бред. Вот это откровенный бред. И нами управляют настолько «компетентные» люди, типа господина Улюкаева, которого уже просто водолазом прозвали за поиски дна бесконечное, - что они этого, судя по всему, действительно не понимают.

Челышев:

- Минфин нам предрекает 15 лет застоя. При этом негативном прогнозе за эти 15 лет экономика Россиивырастет лишь на 13 %, зарплаты уровня 2014 года вернутся не ранее 2025 года, ну и всякие прочие «прелести». Сколько лет уже длится этот застой? Сдается мне, этот застой не начнется в 2016 году, он начался несколько раньше.

Афонина:

- Нам пишет Константин: «Михаил Геннадьевич, какие реформы нужно срочно провести для подъема нашей экономики? И способно ли на это наше правительство?» 2015-й закончился, антикризисный план 2015 года был принят, он должен был действовать. Что там с реформами и с реализацией антикризисного плана?

Делягин:

- С реформами все очень хорошо. Поскольку либеральные реформы в России означают уничтожение. Либеральных реформ в целом не было. Либеральные реформы продолжались в образовании. Либеральные реформы сильно ударили по здравоохранению. В экономике, слава богу, их не было, поэтому мы, собственно, 2015 год и прожили. И выжили. Потому что то, что нам сейчас рассказывают про 15 лет, это в стиле Ходжи Насреддина: за двадцать лет или ишак умрет, или я, или эмир. Вот министр финансов точно знает, что через 15 лет он на своем месте не будет, это не Зверев. Поэтому он рассказывает, с моей точки зрения, нам сказки совершенно спокойно. У нас нет 15 лет, у нас есть максимум два года, а скорее всего – у нас есть один год. И дальше мы или нормализуем политику, или мы сорвемся в системный кризис.

Челышев:

- Почему только два?

Делягин:

- Потому что разрушать страну так долго и так самозабвенно, как это делает правительство Медведева и Центробанк Набиуллиной, невозможно бесконечно. Я постараюсь ответить кратко. Потому что подпирает огромное количество звонков. Я помню, как в начале 2000-х на радио «Свобода», по-моему, со мной сидели два студента специально обученных, которые изображали бурную активность аудитории.

О времени застоя – сколько времени он длится. Я – экономист. В политике у нас движуха, все замечательно. А вот с точки зрения экономической политики у нас сейчас шестнадцатый год застоя. Нам обещают 15 лет застоя. А в реальности чудовищная либеральная социально-экономическая политика, которая уничтожает страну, длится сейчас шестнадцатый год. В 1999 году была катастрофа государственности. Но как только государственность стабилизировалась в 2000 году, привели господина Грефа с компанией, и у нас началось уничтожение экономики социально-экономической либеральной политикой. Это застой. Были бурные экономические росты. Под 10 процентов было. Инвестиции были 10 %, но это были нефтедоллары.

Что нужно делать? Ключ к модернизации – это модернизация инфраструктуры. Для этого нужно одновременно с реализацией модернизационных проектов ограничение произвола монополий. Не сложно. Ограничение коррупции – не сложно. Разумный протекционизм хотя бы на европейском уровне. Гарантирование прожиточного минимума, раз уж у нас в конституции написано, что у нас у кого-то есть право на жизнь, кроме высших чиновников в нашей стране. Дальше, необходима нормализация налогообложения. У нас же чудовищная ситуация. Чем человек беднее, тем он больше платит налогов. Если считать обязательные социальные взносы, которые не отличаются от налогов по методу взимания. Соответственно, должна быть нормальная прогрессивная шкала, как во всем мире. Если у вас до трех минимальных заработных плат доход, до трех прожиточных минимумов доход, вы не платите ничего. Если у вас больше ста прожиточных минимумов, извините, 20 процентов уж отдайте. И тогда у нас не будет проблемы с пенсионным фондом и со всем остальным. Это технический минимум.

И малый производительный бизнес, не спекулятивный малый бизнес должен быть освобожден от всех налогов на пять лет. А в Сибири и на Дальнем Востоке, думаю, что и на двадцать лет.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015