На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Когда в России возобновится производство самолетов?

2015.11.05 , Комсомольская правда , просмотров 3631

Почему у нас в авиаотрасли не действует импортозамещение?

Афонина:

- Прибыль «Когалымавиа» в прошлом году упала в 36 раз.

Делягин:

- Прошлый год – это экономический кризис. Может быть, у них 2013 год был сверхуспешным. С другой стороны, действительно, резко сокращается пассажиропоток из-за кризиса. Ощутима сократился. Естественно, что большинство людей, у которых есть выбор, чем летать, которые не покупают горящие туры, где вы уже ничего не выбираете, ни отель, ни страну, ни самолет, потому что это относительно дешево, но если вы хоть что-то выбираете, то понятно, что при любой возможности вы полетите чем-нибудь крупным. Той же самой «Трансаэро».

Афонина:

- В свое время как раз пытались, причем небезуспешно…

Делягин:

- Что значит – в свое время? Три месяца назад еще.

Афонина:

- Билеты «Трансаэро» были весьма дешевы.

Делягин:

- Вторая авиакомпания, очень удобная для пассажиров. На чем, судя по всему, и сгорела окончательно.

Афонина:

- Вы придерживаетесь точки зрения, что это что произошло?

Делягин:

- С «Трансаэро» произошла совокупность факторов. Это грубейший стратегический просчет. Судя по всему, они верили в официальные правительственные прогнозы о том, что кризис вот-вот выйдет. Когда все плохо и становится все хуже, нужно просто перетерпеть, пока прогноз не реализуется. Господин Улюкаев все время рассказывает, что у нас вот-вот начнется экономический рост или, по крайней мере, нормализация ситуации. Вот они и ждали вслед за прогнозами господина Улюкаева. А поскольку правительство не может выступать против себя самого, то государство помогало им или разговаривало с банками, убеждало банки давать им кредиты, насколько я себе понимаю ситуацию, чтобы они перетерпели. Все-таки вторая авиакомпания. С другой стороны, это грубейший стратегический просчет, потому что на падающем рынке заниматься расширением резким на основе кредитов – это самоубийство. На основе своих денег – пожалуйста. На основе кредитных денег, под высокие процентные ставки – спасибо «Банку России» и лично госпоже Набиуллиной, которая сделала кредит запретительно дорогим для реального сектора, - это понятная ситуация. Это тоже.

Дальше, они привыкли быть вторыми, слишком крупными, чтобы умереть. Они прошли много кризисов, у них, судя по всему, было такое ощущение: нам море по колено, всегда вылезали и сейчас вылезем, и вы там все простите, никуда не денетесь, мы вторая авиакомпания. Сочетание стратегических ошибок с бытовой неадекватностью привело к этой беде. Когда люди просто теряют деньги, у них деньги зависают, они теряют отдых, потому что да, отдых их ждет, но они долететь не могут. Это большое количество проблем. Но «Трансаэро» все равно крупная авиакомпания, она была надежной, на мой взгляд. Трагедия не в том, что она погибла, а в том, что погибла надежная компания, крупная компания. Вообще у нас выстраивается вполне европейская модель, уж извините за то, что я отсылаю к Европе. Когда есть один большой национальный перевозчик – «Бритиш Эйрвейз», «Люфтганза», еще кто-нибудь – и много маленьких. У нас ситуация не такая. У нас есть S7, который сейчас, я надеюсь, укрепится. У нас все-таки конкуренция более напоминает велосипедный пелетон. Но это нормальная ситуация на таких рынках.

Афонина:

- Эта трагедия выводит нас на многие вопросы, которые связаны с экономикой. Почему у нас в авиаотрасли не действует импортозамещение?

Делягин:

- Почему оно не действует? Оно нигде не действует. И в авиаотрасли оно не действует в том числе. Более того, гражданское авиастроение и в 90-е годы, и в 2000-е уничтожалось целенаправленно нашими стратегическими конкурентами, и сейчас оно целенаправленно уничтожается. В свое время было много попыток начать запуск проектов, которые были подготовлены еще в советское время. Ту-204 – отличная машина, полностью доведенная. Ту-334 – даже для президента его сделали. «Сухой Сперджет» - я уж не буду его называть, он, на мой взгляд, не является примером импортозамещения, потому что он из импортных комплектующих в критически значимой степени сделан. Но тоже я летал на нем несколько раз, для пассажиров вполне нормальная машина, хотя, конечно, пять рядов вместо шести – это немножко смешно. «МакДоннелл Даглас» был такой в начале 80-х годов у американцев – тоже пять рядов. Ну повторили эту модель, замечательно. Красавцы.

Но я хорошо помню, как вице-премьер Христенко, который отвечал за эту сферу, пытались там возобновить производство гражданского авиастроения, так действия были такие, что мне крайне сложно объяснить их чем бы то ни было иным, кроме как прямым лоббированием интересов «Боинга» и в меньшей степени «Эйрбаса». Когда правительство уничтожает отрасль, разговаривать про то, что в этой отрасли заведется само собой какое-то импортозамещение, знаете, как у средневековых алхимиков был такой опыт. Они брали корзину с грязным бельем, и в ней сами собой заводились мыши. Вот думать, что подобным образом само собой начнется импортозамещение и вдруг при полном саботаже со стороны правительства сама собой заведется гражданская авиация, мне кажется, немножко наивно.

Сегодняшняя новость. Китайская компания «Комак» представила самолет С-919, рассчитанный на полторы сотни человек. Этот первый крупный пассажирский лайнер, произведенный в стране, должен составить конкуренцию продукции «Боинг» и «Эйрбас». Пока у нас рассказывают сказки друг другу про модернизацию и ничего не делают, дай бог, если просто ничего не делают, а то уничтожают саму возможность любого производства. Я повторюсь, Банк России устанавливает процентные ставки для реального сектора, которые являются запретительно высокими. Которые уничтожают возможность производства как такового. Пожалуйста, китайцы работают. Потому что китайское правительство исполняет свои обязанности перед обществом. Пока небольшой лайнер – 150 мест. Но у нас есть проекты, есть даже некоторые летающие отдельные экземпляры, но серийного производства у нас нет.

Когда в России возобновится производство самолетов

Афонина:

- Действительно, может быть, и не надо? Зачем изобретать велосипед? Летают «Эйрбасы» по всему миру, обслуживание их гораздо выгоднее в аэропорту приписки.

Делягин:

- Вы хотите зарабатывать деньги или нет? Вся логика либеральных реформ сводилась к тому, что совсем не нужно зарабатывать деньги, достаточно их просто тратить. С 1992 года нам рассказывают и по сей день и ровно в этой же логике Россию запихивали в ВТО. Зачем вам иметь собственное производство, когда все в мире уже произведено, просто покупайте то, что есть. Мысль о том, что, если вы ничего не производите, то у вас гарантированно не будет денег для того, чтобы что-то купить, как гайдаровцам в 1992 году в голову не приходила, так и нынешнему правительству сейчас в голову тоже не приходит. Строительство самолетов – это бизнес. Хороший бизнес. Ближнемагистральные – это бизнес очень тяжелый, он сложный. А дальнемагистральные – приносит реальные деньги. Поэтому, собственно говоря, нашу авиацию уничтожали наши конкуренты, чтобы деньги на себя не оттягивали. И сейчас идут разговоры, что вот сделают Ил-96, возобновят его. На самом деле великая машина, модернизированный Ил-86, которая со всеми отключенными двигателями садилась на испытаниях. Вот этот самый Ил-96 планируют восстановить для военных. И планируют восстановить как транспортный самолет для перевозки грузов и так далее. Но речь о том, чтобы восстановить его как пассажирский самолет, не идет. Потому что слишком эффективная система лоббирования. «Боинг» - молодцы, «Эйрбас» - молодцы. А российского правительства я просто не вижу. Его нет. Такое ощущение, что российское правительство в части гражданской авиации было и остается до сих пор филиалом «Боинга» и «Эйрбаса».

Афонина:

- А то, что в «Ростехе» сейчас авиацией будет заниматься, в том числе искать инвестиции, привлекать их именно к авиаотрасли, господин Сердюков, это каким-то образом повлияет на расстановку сил? Может быть, мы теперь будем впереди планеты всей по самолетостроению?

Делягин:

- Ну, я думаю, что там будут какие-то самолеты, в которых будут стоять золотые кровати, как в Минобороны во время Сердюкова. Или позолоченные, я уж точно не помню. Но сусальное золото там точно фигурировало. С одной стороны, господин Сердюков имеет вполне определенную репутацию. И я думаю, что мы теперь склонны верить в то, что у нас будет коррупция в «Ростехнологии», как в свое время в Минобороны, а вот технологий не будет. Потому что после сердюковщины армия оправлялась долго и мучительно. А с другой стороны, не может один менеджер, пусть даже высокопоставленный, государственной корпорации переломить государственную политику. Если государственная политика сводится к тому, чтобы скакать, как украинцы, и кричать про импортозамещение, и при этом не просто ничего не делать, а проводить политику, которая исключает возможность импортозамещения, потому что для того, чтобы что-то сделать, чтобы воспользоваться конъюнктурой, вам нужно иметь рабочих, вам нужно иметь инженеров. А то и другое уничтожается либеральной реформой образования. Вам нужно иметь деньги, а кредиты вы взять не можете, они запретительно дорогие. Вы должны иметь подключение к инфраструктуре, а естественные монополии делают это запретительно сложным. За исключением Москвы, которая считается в рейтинге Doing Business, поэтому говорят, что здесь попроще. Ну, говорят, не знаю.

Как же может господин Сердюков, даже будь он ангелом, а не Сердюковым, переломить политику правительства? Невозможно. Его уволят, если он, как менеджер государственной компании, будет выступать против политики правительства Медведева и будет заниматься реальным импортозамещением, а не на словах.

Афонина:

- Зачитаем пришедшие сообщения: «Импортозамещение не работает не только в авиастроении, оно нигде не работает». Так считает наш слушатель из Ставрополя.

Делягин:

- Оно работает в производстве сыров. Оно работает в производстве свинины. Но я думаю, что еще в десяти узких видов товарной номенклатуры оно работает. Там, где сложились уникальные обстоятельства. В силу разных причин. Но в целом, конечно, оно не работает.

Афонина:

- Владимир пишет: «Как вы относитесь к политике развития гражданской авиаотрасли? Как вы относитесь к предложению депутатов, чтобы всем самолетам было не больше 15 лет? Насколько это реализуемо?»

Делягин:

- К политике развития гражданской авиаотрасли я никак не отношусь, потому что я ее не наблюдаю. Я вижу политику уничтожения гражданской авиаотрасли, но она как осуществлялась, так и осуществляется. Что касается предложения о 15 годах, вы знаете, на многих западных компаниях самолеты летают двадцатилетние в среднем, как в «Когалымавиа». Так что здесь вопрос технологического контроля. В свое время господин Медведев после аварии запретил летать самолетам, по-моему, Ту-154 и Ту-134, что, на мой взгляд, было абсолютным безумием и абсолютным бредом. Потому что там было много нормальных машин, которые еще долго бы летали. Другое дело, что, пожалуйста, если самолет чуть старше, там должен быть дополнительный контроль. Но я думаю, что если инструкции не переписывались, если их не либерализовывали, как Медведев либерализовал Уголовный кодекс, так все и должно быть.

Афонина:

- Завершаем нашу программу. Мы сегодня обсуждали ситуацию в авиаотрасли и конкретно с «Когалымавиа».

Делягин:

- Может быть виновными «Когалымавиа», может быть виновным «Исламское государство». То, что российское государство не проводит никакой политики по развитию собственной гражданской авиации, по развитию перевозок, почти никакой, там немножко дотируют дальние перелеты, и самое главное, судя по всему, контроль недостаточен, судя по этим рассказам стюардесс, вот отсутствие технологического контроля – это граничит с преступлением.

Афонина:

- Спасибо Михаилу Делягину.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015