На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Михаил Делягин: «Задача, которую ставят перед человечеством, - людоедская»

2009.09.18 , «Мнения» , просмотров 548

Мы сейчас переживаем ситуацию, когда интеграция (мы называем ее глобализацией, но это обычная интеграция) превысила возможность управляющих систем. Управляющие системы не справляются со слишком большой сложностью мира и пытаются с помощью всевозможных методик его упростить, в том числе, ограничив регионы.

М. Лайтман: Я читал некоторые Ваши статьи, отрывки из книг. Мне было очень интересно познакомиться с Вашим мнением – действительно, очень содержательным мнением – на самые злободневные темы, в том числе, и о текущем кризисе. Как я понял, Вы считаете, что кризис приведет к разрыву связей в международных экономических структурах?..

М. Делягин: Не к окончательному разрыву.
Мы сейчас переживаем ситуацию, когда интеграция (мы называем ее глобализацией, но это обычная интеграция) превысила возможность управляющих систем. Управляющие системы не справляются со слишком большой сложностью мира и пытаются с помощью всевозможных методик его упростить, в том числе, ограничив регионы. Это - с одной стороны.
С другой стороны, с чисто экономической точки зрения, мы сейчас переживаем – это очень маленькая часть проблемы, но она наиболее зрима – кризис перепроизводства, вызванный загниванием глобальных монополий. Эти монополии зашли в тупик, безумно, чрезмерно усложнив как процесс производства, так и его результат. Например, у меня в кармане мобильный телефон. Я использую примерно одну пятую, а то и одну десятую часть его функций. Это невозможно, это слишком сложно.
Попытаться выйти из этого тупика можно лишь на базе новых, вероятно, более дешевых и общедоступных технологий. То есть, произойдет некоторая регионализация – не раздробление на маленькие кусочки, но разделение на крупные регионы, которые большую часть того, что они потребляют, смогут производить для себя сами. Это означает снижение потребности в международной торговле.
Я не говорю, что это хорошо, я не говорю, что это окончательно, но это – один из этапов нашего развития. Это приведет к усилению протекционизма в экономике, то есть, к усилению разделения на уровне макрорегионов. Мы уже видим – хотя они от этого, что называется, открещиваются – рост протекционизма в Евросоюзе, в Америке, и так далее.

М. Лайтман: Чтобы быть возможно более понятным, я позволю себе небольшое отступление. Я занимаюсь наукой каббала. Ее отождествляют с религией, с иудаизмом, с мистикой, и все это совершено неверно. Я сам по своей первой специальности биокибернетик, то есть, человек, относящийся ко всему абсолютно трезво, здраво и научно.
Каббала зародилась в Древнем Вавилоне. Тогда вся земная цивилизация заключалась в очень маленьком объеме и достигла такого же состояния, как и мы сегодня – глобализация. Представьте себе: полностью замкнутая, ограниченная в объеме цивилизация, люди зависимы друг от друга, и между ними – вследствие этого – вспыхнула огромная взаимная неприязнь, ненависть (то, что мы и сегодня наблюдаем в мире). И вот тогда-то раскрылась наука каббала.
Каббала говорит о том, что не надо бороться с глобализацией, а надо – только лишь – изменить наши взаимоотношения, потому что глобализация, связь между нами является целью природы. Природа должна привести нас к общей гармонии, к тому, чтобы человек чувствовал себя непосредственной ее частью.

Так вот, древние не приняли эту науку. Они, согласно своим эгоистическим склонностям, разделились, расселились по всему миру, и таким образом избежали дальнейшего развития кризиса, как бы его отсрочили.
С тех пор прошло четыре с половиной тысячи лет – четыре с половиной тысячи лет развития человечества. Человечество все время идет вперед, потому что, в отличие от неживой, растительной и животной природы, в нас постоянно – из поколения в поколение, и в течение каждого поколения – растет эгоизм. И он развивает нас до такого состояния, когда мы становимся полностью взаимозависимыми, становимся единой системой.

Конечно, можно снова попытаться разделяться и отдаляться. Но это – говорит наука каббала – приведет нас к нацистским режимам, к мировым войнам, к природным катаклизмам, и так далее. Разделение нам сейчас не поможет, потому что оно - против закона природы. Природа стремится к общей гармонии, к общему правильному взаимодействию между всеми ее составными частями, а мы относимся к природе, как будто мы находимся вне ее, вне этой системы.
И поэтому, желаем мы того или нет, мы обязаны будем этот закон единства природы соблюсти и прийти к тому, что мы – одно единое целое.
Глобализация (то, что мы сегодня раскрываем) – это, на самом деле, интеграция, в том смысле, что мы обязаны сделать единым все наше хозяйство, все наше управление, все наши взаимоотношения. Поэтому разделение я, конечно, вижу, как негодную попытку убежать из той ситуации, в которой мы находимся поневоле. И протекционизм – это, конечно, вызывающая страх тенденция, потому что она идет просто против направления развития нашей цивилизации. Если в своем естественном развитии мы дошли до необходимости друг в друге, то мы должны налаживать это единство, это единение, а не отдаляться и не противопоставлять себя друг другу.

М. Делягин: И расселяться сегодня уже некуда…
Более того, с чисто социально-экономической точки зрения, у нас ситуация даже немножко хуже, чем та, о которой Вы говорите. Если исходить из прежней индустриальной парадигмы, что люди существуют ради прибыли, ради потребления, тогда задача, которую ставят перед современным человечеством современные высокопроизводительные технологии – она чудовищная, людоедская, и нацизм отдыхает на фоне этой задачи. Потому что задача в том, как утилизировать огромную часть населения Земли.
Причем, мы видим уже конкретные примеры:
– это Африка, которую опускают в первобытное состояние и население которой вымирает от болезней;
– это Латинская Америка, где люди превращаются в людей трущоб, которые описываются уже не социальными характеристиками, а только биологическими;
– это благополучная процветающая Европа, где героиновых наркоманов культурно пересаживают на метадон – тридцать процентов людей можно вернуть с героина, хотя это сложно и дорого, а с метадона возврата нет.

То есть, с одной стороны, очень технологичная, очень знакомая, зияющая пропасть – холокост, только не для одного народа, а для всех. А с другой стороны, общество, где все будут заниматься саморазвитием. Но как будет устроено такое общество социально? И почему люди будут заниматься саморазвитием, когда очень многим приятней лежать с пивом у телевизора? Это тоже открытый вопрос. Как? Под влиянием чего?
И вот этот выбор меня страшит больше всего. Потому что выбор «катастрофического пути» – он понятен. Путь выхода из катастрофы – он не понятен, по нему далеко никто не уходил. Вот вопрос, на который нет ответа, который меня ужасает.

М. Лайтман: Ответ есть - он заключается в воспитании. Во-первых, в принятии решения правительствами - снабдить всех людей минимальным, - тем, что необходимо для существования. Речь не идет о том, чтобы жить в трущобах, это просто минимально необходимое.
И затем - воспитание, воспитание человечества. Потому что все равно мы придем к этому. Закон природы обяжет. Даже если мы сократимся до нескольких миллионов, он обяжет нас прийти к правильному взаимодействию, как любой живой организм. И если мы поймем, что другого выхода нет, что главное - это взаимодействие во имя общего выживания, тогда мы вдруг найдем силы, - потому что они в природе существуют.

Вся проблема только в том, чтобы донести вот эту общую картину в правильном виде, поставить ее со стороны ученых, политологов, экономистов перед правительствами, в правильном виде, чтоб мы увидели, что не можем прятать голову в песок. И тогда выход - он, в общем-то, простой.


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015