На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

К распилу готовы!

2009.01.16 , Новая азета , просмотров 611

Правящая тусовка вбрасывает в общественное сознание идею внешних займов


По официальным заявлениям, недобор доходов бюджета составит в 2009 году 32%, или 3,5 трлн руб., что якобы сделает необходимым внешние займы — при общем понимании того, что их можно будет привлечь, как в преддефолтные времена, лишь под совершенно грабительские проценты.

Между тем простой анализ ситуации показывает, что, по крайней мере, на 2009 год накопленных федеральным бюджетом средств хватит с лихвой даже при самых неблагоприятных обстоятельствах.

На 1 декабря 2008 года неиспользуемые остатки средств бюджета составляли 6,8 трлн руб. Значительная их часть — 5,8 трлн руб. (3,7 трлн руб. Резервного фонда и 2,1 трлн руб. Фонда национального благосостояния) — была выведена за рубеж. Однако эти средства, хоть и не сразу, через год после инвестирования, но поддаются возвращению в Россию — было бы желание, — и значит, при необходимости могут быть использованы в течение 2009 года. Помимо этих 5,8 млн, еще 1 трлн руб. остатков находился 1 декабря на счетах бюджета и потому мог быть использован в любой момент.

Еще 713,2 млрд руб. бюджетных денег лежит на депозитах в банках — для поддержания ликвидности последних. Да, в чрезвычайных обстоятельствах сентября 2008 года размещение бюджетных средств на депозитах было оправданно — просто потому, что Банк России в силу особенностей своей управленческой команды не успевал поддерживать банковскую систему. Но в более спокойных условиях использование такого чрезвычайного по своему характеру инструмента поддержки ликвидности банковской системы, как депозиты бюджетных средств, стало неоправданным. Возникла не только возможность, но и объективная потребность вернуть их в федеральный бюджет, предоставив поддержку банковской системы исключительно «профильной» структуре — Банку России.

А это означает, что резервы федерального бюджета должны быть увеличены на величину его средств, размещенных на депозитах в коммерческих банках, — до 7,5 трлн руб.

Это колоссальные средства, по сути дела, второй бюджет — и они вполне достаточны для компенсирования потерь и дополнительных расходов федерального бюджета, по меньшей мере, в 2009 году.

Важно понимать, что ожидаемый недобор доходов бюджета занижен, так как не учитывает неизбежной в условиях кризиса (и тем более усиления нехватки денег) падения собираемости налогов и начала в 2009 году экономического спада. Дополнительный недобор доходов бюджета по этим причинам можно оценить в 1 трлн руб. Итого: общий недобор доходов в 2009 году — около 4,5 трлн руб.

Но бюджетные проблемы не исчерпываются недобором доходов. Депрессия принудит государство к сверхплановым расходам — как минимум  для затыкания «дыр», возникающих в разных сферах из-за депрессии.

Самый яркий пример — проблемы региональных бюджетов. Так, доходы Вологодской области на три четверти обеспечивались «Северсталью» (в том числе на 38% — ее налогом на прибыль), объем производства которой уже в конце 2008 года был сокращен вдвое.

Налоговые доходы Москвы в 2007 году на две трети состояли из налога на прибыль. В 2009 году основной части этой прибыли просто не будет, а часть полученной прибыли будет прятаться от государства. Ведь ее имеет смысл показывать для привлечения внешнего финансирования; когда же его из-за глобальной экономической депрессии гарантированно не будет, отпадает и необходимость в демонстрации прибыли.

Московская область проводила фантастически рискованную политику привлечения займов, в результате чего в конце 2008 года оказалась на грани банкротства. Ее спасение также потребует привлечения значительных средств федерального бюджета.

Приведенные примеры касаются лишь наиболее богатых регионов, большинство же субъектов Российской Федерации и во время экономического роста находилось в совершенно ином положении.

Так, Алтайский край в 2008 году получал из федерального бюджета 49% своих доходов. В 2009 году эта доля существенно вырастет, так как основной налогоплательщик края — коксохимический комбинат — сократил масштабы производства почти в два раза (а выручка сократилась сильнее, так как падение производства было усугублено падением цен на кокс).

Значительные средства понадобятся на поддержку моногородов и поселков городского типа, на организацию (если государство сможет взяться за это насущно необходимое дело) общественных работ.

Объем увеличения расходов федерального бюджета из-за этих и других, не предусмотренных в нем факторов можно оценить примерно в 2 трлн руб.

Таким образом, масштабы финансовой «дыры» — 6,5 трлн руб.

Ужасная цифра, но не стоит забывать, что в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрен резерв на возможное удешевление нефти в размере 1,9 трлн руб. Поэтому недобор доходов должен быть сразу уменьшен на эту сумму.

Соответственно, реальная нехватка средств в федеральном бюджете 2009 года существенно ниже и составляет 4,6 трлн руб. — лишь 60% от уже имеющихся в нем резервов.

Эти оценки носят пессимистический характер, реальная нехватка средств, скорее всего, будет меньше. Например, даже при минимально разумном направлении дополнительных расходов они будут стимулировать экономическую активность, приносящую бюджету дополнительные доходы и снижающую потребность в дополнительных расходах.

Поэтому вероятно, что накопленных в бюджете резервов, как и предполагается, хватит — без всяких займов — на два года. Конечно, если бы эти средства направлялись на модернизацию экономики даже не с 2003, а хотя бы с 2006 года, негативный эффект депрессии был бы существенно слабее и острота проблем, как и общая траектория развития страны, была бы совершенно иной.

Однако даже с учетом фактического отказа от модернизации, совершенного в 2000-е годы, накопленных средств в целом достаточно, чтобы выиграть время для подготовки и начала новой, антикризисной и антидепрессионной модернизации.

Почему же правящая тусовка, несмотря на то, что приведенные выше расчеты вполне очевидны, вбрасывает в общественное сознание идею внешних займов? Единственное, что приходит в голову, — эти люди очень хорошо помнят, насколько удобнее и приятнее «пилить» внешние займы, даже по сравнению с бюджетными расходами.

В конце концов, внешние займы сразу приходят в валюте, а бюджетные расходы осуществляются в дешевеющих рублях…

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015