На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Рубль девальвировали, чтобы заткнуть дыру в бюджете

2009.01.29 , Новая Газета , просмотров 551

Операцию будут повторять


Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 258,06 млрд руб. (21,8% ВВП), что превышает бюджетные проектировки лишь на 3,3%. Поскольку инфляция оказалась выше уровня, заложенного в бюджет-2008, он получил значительные дополнительные доходы. Если с учетом этих «инфляционных» доходов общие доходы бюджета превысили проектировки лишь на 3,3% – значит, при запланированной инфляции наблюдался бы недобор доходов; таким образом, собираемость доходов в 2008 году оказалась значительно ниже прогнозируемой.

Расходы федерального бюджета – 7 560,87 млрд руб. (17,8% ВВП) – оказались ниже бюджетных проектировок на 2,3%. Таким образом, профицит федерального бюджета составил 1 697,19 млрд руб. – 4,0% ВВП.

Однако годовая, по инерции все еще благополучная статистика маскирует подлинный бюджетный кризис, начавшийся в ноябре и усугубившийся в декабре 2008 года.

Если за январь-сентябрь доходы федерального бюджета составили 23,4% ВВП, а расходы – 15,1% ВВП, что привело к формированию профицита в размере 8,3% ВВП, то уже в октябре при сохранении доходов на уровне 23,4% ВВП расходы выросли до 17,9% ВВП. Этот рост расходов еще мог быть объяснен в рамках созданной Минфином – якобы для улучшения бюджетного контроля – системы, при которой бюджет авансирует бюджетополучателей в начале каждого квартала (что ведет к скачку расходов в первый месяц квартала), не позволяя им досрочно использовать выделенные им средства (это-де ускорит инфляцию). В этом правиле сложно найти логику: помимо удобства чиновников Минфина оно отражает лишь полное равнодушие к эффективности использования огромных средств налогоплательщиков, прокачиваемых через бюджет, – но при этом реализуется весьма четко.

Однако в ноябре ситуация кардинально ухудшилась: доходы федерального бюджета упали до 15,2% ВВП при росте расходов до 22,4% ВВП, в результате чего возник дефицит в 7,2%ВВП (272,21 млрд руб.) – правда, тогда он был еще легко покрыт отзывом части бюджетных депозитов из коммерческих банков (они были замещены помощью Банка России).

В декабре положение усугубилось драматически: доходы остались на том же уровне – 15,1% ВВП, – а вот расходы выросли до беспрецедентных в новейшей истории 35,8% ВВП (составив 1,4 трлн руб.), в результате чего дефицит достиг головокружительных 20,7% ВВП – 813,98 млрд руб.

Покрыть его за счет сокращения бюджетных депозитов в банках не удалось – оно составило лишь 295,3 млрд руб. Необходимые средства дала девальвация рубля: курсовая разница (от переоценки неиспользуемых средств федерального бюджета, размещенных в валюте) составила 537,8 млрд руб.

Понятно, что нехватка средств в бюджете в 2009-м и последующие годы будет нарастать – и покрывать ее придется накопленными за прошлые годы неиспользуемыми остатками средств на счетах федерального бюджета (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния являются частью этих остатков). Этих средств по-прежнему достаточно даже для модернизации: 6,9 трлн руб. – по-прежнему огромные деньги, по сути дела, второй бюджет. Беда в другом: продолжая выводить средства федерального бюджета за границу (в виде приращения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) даже в кошмарном декабре 2008 года, Минфин демонстрирует тем самым категорическое нежелание использовать эти средства.

Он хочет продолжать привычную ему «политику Плюшкина»: копить деньги, горящие в огне инфляции, и не допускать их использования на благо страны – ни для простого затыкания дыр, ни тем более для начала ее модернизации, которая, в принципе, все еще остается возможной (если, конечно, не считать категорического ее неприятия правящей клептократией).

Политика вывода денег российских налогоплательщиков за границу оставляет бюджету единственный источник затыкания ширящейся дыры: девальвацию рубля.

Несмотря на очередные заверения официальных лиц о том, что девальвация прекращена (стоит вспомнить, как Кудрин еще в апреле 2008 года чуть не с пеной на губах утверждал, что не допустит 30 рублей за доллар к Новому году), правительственный прогноз среднегодового курса доллара составляет 35,10 руб. Если вспомнить, что 31 декабря 2008 года он составлял 29,4 руб. – к 31 декабря 2009 года стоит ждать более 40 рублей за доллар. То есть рубль, даже по оценке правительства Путина, ослабнет за этот год более чем на треть – и на четверть по отношению к сегодняшнему уровню.

Это приведет к росту цен на импорт: лекарства (импортные или производимые из импортных субстратов практически полностью), продовольствие (завозимое более чем на 40%), автомобили и иную технику. Это значит разорение наивных, все еще верящих деятелям правительства Путина и хранящих сбережения в рублях, а также среднего класса, набравшего валютных кредитов при рублевой зарплате. Это значит усиление давления внешнего долга, которое просто раздавит часть реального сектора, и занятые в нем потеряют работу.

Такова цена нежелания министра финансов Кудрина тратить деньги налогоплательщиков на нужды России – вместо этого они инвестируются в стратегических конкурентов.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015