На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Михаил Делягин: Самые разрушительные для российской экономики меры осуществлялись под флагом интересов иностранных инвесторов

2009.08.25 , Форум.мск , просмотров 566

В время празднования Дня независимости Украины президент Виктор Ющенко де-факто озвучил свою предвыборную президентскую программу - и как выступление действующего президента на национальном празднике, ее были вынуждены выслушать и принять к исполнению. В частности, в экономическом блоке своей программы В.Ющенко обещал "содействие внешним и отечественным инвестициям, и особенно в контексте Евро-2012. Речь идет о десятках миллиардов долларов инвестиций, климат которым мы должны сформировать через профессиональную систему власти". Вот о внешних инвестициях мы и решили поговорить с директором Института проблем глобализации, доктором экономических наук Михаилом Делягиным.

- Михаил Геннадьевич, вот мы тут, в Севастополе прослушали выступление нашего президента Виктора Ющенко, который пообещал, что скоро на Украину в очередной раз придут хорошие инвестиции из Европы (а плохие из России, видимо, уйдут). А как там дела с инвестиционным процессом в России? Что-то давно даже слова такого не звучит...

- Насчет планов украинского президента мне ничего не известно, а вот вся экономическая политика российских реформаторов, включая действенное подавление российских инвесторов, была нацелена на «привлечение иностранных инвестиций». Как я понимаю, Виктор Ющенко по менталитету не слишком отличается от российских реформаторов, только они заканчивали МГУ или ЛГУ, а украинский президент, кажется, что-то в Тернополе?

- Тернопольский финансово-экономический институт.

- Ну а менталитет схожий, такой "недочубайсовский". Самые ужасные и разрушительные для российской национальной экономики меры - вроде расчленения РАО «ЕЭС России» под видом реформы электроэнергетики - осуществлялись под флагом интересов иностранных инвесторов. И в настоящее время крах этой политики маскируется всеми методами, в том числе и статистическими.

- Есть какие-то цифры?..

- Российская статистика, а вслед за ней и официальная пропаганда, это вещи часто взаимосвязанные, пышно именует «иностранными инвестициями» приток иностранных капиталов, примерно на 90% являющийся кредитами, подлежащими возврату. В том числе около половины того, что считается прямыми инвестициями, является кредитами, выданными иностранными совладельцами предприятий-кредитополучателей (в I квартале 2009 года их доля составила 37,6%). Поэтому существенное улучшение динамики движения частного капитала (его бегство в 34,8 млрд.долл. в I квартале 2009 года во II квартале сменилось чистым притоком в 7,2 млрд.долл.) должно вызывать лишь относительное облегчение: да, ситуация стала лучше, - но не за счет притока инвестиций как таковых, а лишь за счет кредитов.

- А на что даются кредиты?

- Эти кредиты даются, как правило, не на развитие производства, не на новые проекты, а всего лишь на рефинансирование и реструктуризацию старых долгов. Эти кредиты призваны не столько развивать российский бизнес, сколько скрывать финансовые проблемы его зарубежных кредиторов от их регулирующих органов и акционеров. Для России же такой «приток капитала» означает не развитие, но, как и в 90-е годы, погружение в долговую кабалу. В самом деле: внешний долг нашей страны достиг максимума (542,1 млрд.долл.) к 1 октября 2008 года и в следующие полгода неуклонно снижался: не имея внешнего финансирования, российский бизнес расплачивался с долгами. К 1 апреля внешний долг страны уменьшился до 450,8 млрд.долл., и многие аналитики надеялись на его дальнейшее сокращение. Однако этого не случилось: во II квартале 2009 года внешний долг не просто прекратил сокращение, но и увеличился сразу на 24,3 млрд.долл. - до 475,1 млрд. Это было вызвано достаточно серьезным, более чем на 20 млрд.долл. (до 294 млрд.) ростом внешнего долга нефинансового сектора, то есть предприятиями и населением.

- Понятно, что долг граждан внес в общую динамику намного меньший вклад?

- Конечно. Существенно, что росли все виды долгов российских предприятий: обязательства перед прямыми инвесторами выросли с 32 до 41 млрд. долл., кредиты - с 226 до 233 млрд., прочая задолженность - вдвое, до 5,2 млрд., долговые ценные бумаги - с 8,1 до 9,0 млрд. и даже задолженность по финансовому лизингу - с 5,9 до 6,0 млрд. долл. Сравнение с графиком выплат по внешнему долгу позволяет оценивать масштабы общего внешнего финансирования российской экономики - как за счет кредитов, так и путем отсрочек. В I квартале 2009 года банки сокращали долг даже быстрее графика, а вот реальный сектор уменьшил свою задолженность в два раза меньше, чем должен был, - на 10 млрд. вместо 20 млрд. долл.. Таким образом, его внешнее финансирование уже тогда, в условиях продолжающегося общего сокращения долга, составило 10 млрд. Во II же квартале банковский внешний долг, который должен был сократиться на 11 млрд., уменьшился лишь на 4,0 млрд. долл., а долг нефинансового сектора вместо сокращения на 16,0 млрд.долл. увеличился на 20,1 млрд. - таким образом, он получил более 36 млрд.долл.!

- И что в "сухом остатке"?

- В результате «антикризисное» внешнее финансирование частного сектора России в первой половине 2009 года превысило 53 млрд. долл. Которые еще только предстоит отдавать. Понятно, что в условиях современной конъюнктуры, улучшения которой не предвидится, подобные средства в массе своей могут предоставляться не для «инвестиций в посткризисное будущее», но лишь для сокрытия «плохих» долгов.

- Но в конечном итоге это больше беда не граждан, а юридических лиц?

- Беда в том, что, как и в 90-е годы, это приведет не к «рассасыванию», но лишь к нарастанию последних, которые уже к концу следующего года вполне смогут превратиться из корпоративной в общесистемную проблему - и это затронет уже не только предприятия, но и граждан, как прямо, так и опосредованно, в силу того, что люди работают на предприятиях. Конечно, описанное - лишь гипотеза, хотя и подтвержденная статистикой. Нельзя исключить, что чистый приток частных капиталов в Россию не связан с кредитами и вызван иными причинами - например, беспрецедентно большим для этой категории денег чистым притоком во II квартале 2009 года 6,3 млрд. долл. «черных» капиталов, не видимых для государства. И учитываемых поэтому в платежном балансе в категории «пропуски и ошибки». А теперь экстраполируйте все это на украинскую экономику, где нет нефти и где состояние промышленности еще сложней, чем в России.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015