На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Пилите, Ансип, пилите!

2009.07.10 , "Столица", Эстония , просмотров 575
Основным докладчиком на организованной 'Импрессум-клубом' дискуссии 'Что ждет Прибалтику после кризиса' был 41-летний российский экономист и политолог Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. Который с российской непринужденностью 'резал правду-матку'.

'Кризис, - считает Михаил Делягин, - это переход в новое состояние организации общества'. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из выступления российского экономиста: 'Расцвет Прибалтики был достигнут в основном благодаря талантливым экономическим менеджерам, которые сумели убедить западный мир: 'Мы очень хорошие, платите нам за это деньги'. Это время кончается. Ваш премьер-министр все время повторяет, что в обозримом будущем Эстония будет в пятерке самых зажиточных стран Европы, а между тем в стране уровень безработицы составляет 11% от трудоспособного населения. Такую самоуверенность иначе как чванством не назовешь.

Разрушено крестьянство. Этот слой многим не нравится, его упрекают в отсталости, консерватизме, но именно в нем - опора государства. Производство прибалтийских стран неконкурентоспособно: По крайней мере пока не девальвирована национальная валюта. О социальной защищенности и говорить нечего. В России, увольняя работника, я плачу ему за четыре месяца зарплату и еще за полтора месяца он получает от государства. И когда с 1 июля у вас можно увольнять человека, не глядя ему в глаза, не переживая за него, выплачивая ему за один месяц, а дальше он будет получать пособие из пустеющей государственной кассы, это чудовищно.

Эстония переживает сейчас шок: из самой цивилизованной, гордившейся этим, части одного мира она превратилась в задворки другого мира.

Вторая фрустрация - это то, что в Еврозону Прибалтику пока не возьмут. Правда, простым людям это безразлично. Но т.н. 'элита' хочет стать 'членами клуба'.

Когда выяснится, что войти в Еврозону нельзя, по крайней мере в ближайшее время, остро встанет вопрос: 'Кто мы? Зачем мы? Что мы делаем?'. И это приведет к глубокому психологическому кризису. И какие ошибки будут сделаны под его влиянием, непонятно.

США выйдут из кризиса в 2011 году, Европа в 2012-м. Остальные позже. Но мир будет иным. Прибалтика будет участвовать в новом разделении труда, но не очень успешно.

Прибалтика могла стать мостом между двумя мирами. Но отпилив один край моста, она превратилась в окраину: Однако кризис в Прибалтике все равно намного лучше, намного комфортнее, чем бурный экономический рост в Таджикистане:'

В интервью Михаил Делягин высказался еще резче.

- После вашего доклада остается ощущение, что мы уже занесли ногу над пропастью и замерли в раздумье: куда идти. Так ли это?

- Кризис это не катастрофа. Это не конец света. Жизнь будет продолжаться, но это будет другая жизнь. Золотой век, который начался в 1960-е годы и закончился в 1990-е, уже не повторится. Это не значит, что завтра мы умрем. Мы будем жить иначе.

- Последние законы - в частности, Закон о трудовом договоре и Закон об изменениях в пенитенциарной системе (отвергнутый президентом Ильвесом как неконституционный) - по сути дела говорят о том, что правительство Ансипа поставило себя вне европейской христианской этики. Не так ли?

- Да, конечно. Но и Европа далеко не всегда придерживается христианской этики. О ней забыли, когда началась дискриминация русскоязычного населения в Эстонии и Латвии. О ней не помнили, когда бомбили Югославию. О ней никто не вспоминал, когда сербов вычищали из Косово. Ее не придерживались, когда Россию обманули с объединением Германии. Ведь обещали, что Восточная Германия будет демилитаризована, в ней не будет баз НАТО. Так что европейцы - правда, в меньшей степени, чем американцы, - хозяева своего слова. Хотят - дадут, хотят - берут обратно.

- Но сколько времени продержалось бы в Западной Европе правительство, принимающее такие законы?

- Две недели. От силы месяц. Но в Западной Европе не действует режим оккупации собственной территории частью населения этой территории. Сейчас очень модно говорить о российской оккупации, но: Некоторые мои родственники въезжали тогда в Латвию на танках, и они мне рассказывали о толпах людей с цветами, которые аплодировали им.

Это не русские аплодировали, это латыши аплодировали. Потому что тогда казалось, что ничего хуже националистического авторитарного режима в этой стране быть не может. Сейчас подобные режимы возвращаются.

У вас еще все впереди. Все хуже будет становиться качество образования. Продолжится оболванивание населения. Деидеологизируется и криминализуется молодежь. Это нормально.

- Нормально?

- С точки зрения естественной человеческой этики, это, конечно, безумие. Но все делается постепенно.

Подобные режимы не нуждаются в умных людях. Не нуждаются в культуре.

- Но ведь это с точки зрения прагматики невыгодно!

- А подобные режимы вообще экономически нерентабельны - и это одна из причин, по которой в Латвии и Эстонии кризис ощущается так остро. Корпоративное государство у вас возникло. А корпоративное государство плюс крайний национализм - это, сами понимаете.

- Но вы же сами признали, что с точки зрения безопасности личности у нас дела обстоят лучше, чем в России. Это ваши слова: 'В России в центре столицы не предупреждают о том, что вас могут обобрать карманники, но зато предупреждают, как вести себя, если на вас отчего-то наезжает милиционер!'.

- По этому показателю у вас всегда было значительно лучше, чем в России. Вследствие значительно более высокой культуры быта. В России сейчас русские из Латвии считаются очень хорошими работниками. Как-то в Ханты-Мансийском округе я встретил начальника района, который безумно гордился, что дорогу в его районе когда-то прокладывали эстонские строители. У вас и коррупция куда меньше, чем в России. Но сохранится ли это в условиях кризиса?

- Может ли случиться так, что в условиях кризиса ЕС придется взять на себя функции общеевропейского правительства, которое будет диктовать свои законы государствам?

- Вряд ли. Скорее произойдет нечто иное. Страны - члены ЕС уже сейчас делятся на три класса. Первый - это 'старая' Европа, второй класс - это крупные страны, вступившие в ЕС позднее: Испания, Португалия, Греция. И третий - новые члены. Среди них есть крупные страны типа Польши, есть высокоразвитые - Венгрия, Чехия. С ними со всеми приходится считаться. А есть страны типа Прибалтики, это четвертый сорт.

- Но сможет ли ЕС диктовать этим странам свои законы, которые определенно будут несравненно более гуманными и разумными, чем те, которые принимают наши доморощенные политики?

- Сможет. Если захочет. Никакое лишнее усилие Евросоюзу не нужно. Ущемление русских в Латвии и Эстонии не лезет ни в какие рамки с точки зрения цивилизованных норм, но оно не ущемляет европейский бизнес. Европейцам на это плевать.

- Вы долгое время были в оппозиции к нынешнему российскому режиму...

- Я и сейчас в оппозиции.

- Но вы с пиететом отозвались в своем докладе о Путине и Медведеве.

- Я не говорил о Путине и Медведеве с пиететом. Я сказал только, что Путин прежде работал на 'троечку', с началом кризиса он стал работать на 'четверку'. А 'четверка' как оценка деятельности главы правительства мало чем отличается от 'двойки'. Медведев во время войны в Южной Осетии показал себя очень хорошо. Даже военные, которые его терпеть не могут, это признали. Во всем остальном он, насколько я могу судить, ничем себя не проявил.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015