На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Михаил Делягин: "Официальные прогнозисты вообще не предвидели переживаемый нами кризис"

2009.07.04 , ФОРУМ.мск , просмотров 564
По уточнённому макроэкономическому прогнозу Минэкономразвития, ВВП России в 2009 году может сократиться не на 6-8%, как ожидалось ранее, а на 8,5%. Чем это грозит и насколько реалистичен прогноз правительства рассказал директор Института проблем глобализации, известный российский экономист Михаил Делягин.

- К сожалению, качество официального прогнозирования сегодня оставляет желать лучшего. Так, официальные прогнозисты вообще не предвидели переживаемый нами кризис, в результате чего в его разгар прогнозы официально корректировались раз в две недели. Ухудшение прогноза на этот год - простая реакция правительства на углубление масштабов экономического спада, который в мае составил уже 11%. В конце года статистика улучшится из-за «эффекта базы» (так как рост ВВП сильно замедлился уже в IV квартале прошлого года), но в целом по году спад в 8-8,5% ВВП сейчас наиболее правдоподобен, даже с учётом «второй волны» кризиса.
Не стоит забывать, что исправленный «кризисный» бюджет-2009 свёрстан, исходя из экономического спада в 11.5%, хотя официально все твердили о 2,2%. Причина была не только в желании занизить показатели, чтобы потом отчитаться о «сверхплановых» доходах (и распределить их в условиях ослабленного контроля), но и в грубейшей экономической ошибке: «специалисты» Минэкономразвития сочли, что в условиях кризиса цены в России, как и в развитых странах, будут снижаться, а не расти. О тотальном и безнаказанном произволе монополий, который, как в 90-е годы, обеспечивает рост цен даже при полном отсутствии спроса, они просто забыли.
Конечно, в многоступенчатой корректировке официальных прогнозов спада ВВП в 2009 году с 2,2 до 8,5% сыграло свою роль и стремление занизить «базу» этого года в конкретных административных целях. Однако это стремление соответствовало не здравому смыслу, а желанию приукрасить перспективы в пропагандистских целях. Но в результате прогноз впервые получился правдоподобным.

- Дефицит федерального бюджета в следующем году может составить 6-8% ВВП вместо запланированных 5%. Для его покрытия планируется удвоить объём внутренних займов, доведя его до 1 трлн рублей, и еще 10 млрд долларов занять на внешнем рынке, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович. Как вы считаете, насколько реальны эти цифры?

- Величина дефицита правдоподобна, так как дефицит в 5% ВВП был назван с явной пропагандистской целью - убедить всех в улучшении ситуации в 2010 году. Между тем ситуация улучшаться не будет, - напротив, она будет ухудшаться и, вероятно, в конце 2010 года наше общество войдет в состояние, деликатно именуемое специалистами «системным кризисом». А поскольку признаков улучшения ситуации нет, это отразится и в бюджетной сфере.
Что касается увеличения займов как способа покрытия бюджетного дефицита - это самообман. Наращивание внутренних займов обескровит экономику, лишит ее денег, усилит экономический спад и тем самым приведет к дополнительному падению доходов бюджета.
Если же оно будет осуществляться за счет кредитной эмиссии (Банк России рефинансирует коммерческие банки, и они на эти деньги покупают ценные бумаги государства), мы будем иметь слегка замаскированное финансирование дефицита бюджета Банком России. Что, в общем, является опасным и допустимо только в критических ситуациях и лишь для совершенно необходимых расходов на модернизацию и социальную поддержку (а не на «откаты», как у нас часто происходит).
Внешнее же кредитование вообще глупость, ибо 10 млрд долларов, с одной стороны, достанутся России слишком дорого, а с другой - не решат и даже не сгладят ни одну из наших проблем. Единственный смысл внешних займов - отладка инфраструктуры с тем, чтобы в дальнейшем нарастить их объемы и восстановить связанные с внешними займами коррупционные «кормушки», так лихо функционировавшие в 90-е годы.
Однако все эти разговоры о займах весьма симптоматичны: они свидетельствуют о понимании правящей бюрократией неизбежности исчерпания международных резервов (и, в частности, «гробовых денег», собранных в бюджете в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) уже к концу следующего года.

- Минэкономразвития также ухудшило прогноз по падению промпроизводства в 2009 году - с 9,3% до 12,5%. Однако, с начала года падение составило уже 15,4%, а лишь за май производство упало на 17,1%. То есть, для того, чтобы выйти на расчётные показатели по итогам года, производство в стране должно вырасти. Насколько это правдоподобно, на ваш взгляд?

- Это «эффект базы»: оно не должно вырасти по сравнению с прошлыми месяцами, должно сократиться его отставание от прошлого года. А это вполне возможно, так как с ноября начался промышленный спад, а в июне и октябре в динамике промышленного роста были болезненные провалы - он снижался соответственно до 0,9 и 0,6%.
Так что отставание годового спада от накопленного за первые пять месяцев естественно, как и в случае ВВП; единственно, оно, конечно, будет не таким существенным, как предполагается официально; скорее всего, промышленный спад по итогам 2009 года составит около 14%.

- Правительство активно ищет средства для восполнения бюджетного дефицита. Постепенно чиновники начали прощупывать общественное мнение на предмет дальнейшего повышения тарифов госмонополий. Другим источником денег может стать государственная монополия на производство и продажу алкоголя. Об этом уже заговорили депутаты Госдумы. Премьер разделяет их точку зрения. Не вызовут ли эти правительственные меры очередного скачка инфляции и не приведут ли они к повторению ситуации «антиалкогольной кампании» 80-х годов?

- Чиновники никакого общественного мнения не «прощупывают», так как они совершенно от него не зависят и повышают тарифы без всякой оглядки на него. В 2009 году правительство Путина отказалось от практики прошлых лет, когда тарифы повышались однократно, с начала года, и перешло на «обрубание хвоста по частям» - поквартальное повышение тарифов. Оно более серьёзно подстегивает инфляцию и дестабилизирует производителей, при этом способность экономики оплачивать безумные аппетиты монополистов никем не учитывается. Достаточно сказать, что в этом году тарифы на электроэнергию вырастут для населения на 25%, а для оптовых потребителей - на 19%, причем это без последствий удорожания электроэнергии из-за взрывного расширения доли «свободного» (а на самом деле сверхмонополизированного и освобожденного от контроля государства) рынка электроэнергии.
В результате при пересчёте на паритет покупательной способности российская электроэнергия для промышленности уже сейчас одна из самых дорогих в Европе, а к концу года станет самой дорогой в Европе!
Что касается госмонополии на спиртное - никто не будет возобновлять «антиалкогольную кампанию» хотя бы потому, что для проведения такой кампании нужны честные люди. Конечно, возможны перебои с поставками спиртного для создания искусственных монополий на рынке (как было с прекращением импорта вина при введении ЕГАИС), однако эти проблемы будут носить временный характер.

- Инфляция на конец июня составила 7,4% против 8,7% в 2008 году. Ожидается, что в июне рост цен составит 0,6%, не превысит майского уровня и окажется на 0,4% ниже прошлогоднего показателя. В связи с этим Минэкономразвития прогнозирует, что в целом по году результат может составить 12-12,5% против ранее ожидавшихся 13%. Насколько реально снижение инфляции?

- Незначительное снижение официальной инфляции, которое мы наблюдаем, будет, скорее всего, будет компенсировано ускорением роста цен осенью. Мы уже сейчас видим, что, например, в последнюю неделю июня плодоовощные товары подорожали на 1,4%, и недельная инфляция ускорилась из-за этого с 0,1 до 0,2%. Что отражает усиление произвола монополий, который проявится осенью. С другой стороны, неизбежно некоторое ослабление рубля, которое также окажет инфляционный эффект. Так что профессиональный оптимизм нашего руководства, как обычно, недалёк и чрезмерен.
Другое дело, что и никакой инфляционной катастрофы не будет, официальная инфляция составит 13%, максимум 14% (скорее всего, её зафиксируют ниже прошлогодних 13.3%, чтоб было о чем рапортовать). И это понятно, так как чрезмерно жёсткая финансовая политика лишает экономику денег и, разрушая реальный сектор и ведя к обнищанию населения, тем не менее, сдерживает инфляцию.
Вместе с тем нужно понимать отличие официальной инфляции от реальной. В её расчёте учитываются такие товары, как мебель, меховые шубы и автомобили, снижение цен на которые маскирует рост цен на товары повседневного спроса, который и ощущает большинство россиян. Кроме того, постоянные подозрения занижения официальной инфляции по политическим мотивам представляются мне вполне обоснованными.
Поэтому официальная инфляция не имеет отношения к тому росту цен, с которыми сталкивается каждый из нас, различными могут быть даже их динамики.

- Первое «нулевое чтение» ещё не написанного бюджета на 2010-2012 годы премьер Владимир Путин провел с лидерами парламентских фракций. Он призвал депутатов сократить бюджетный дефицит, урезав в первую очередь расходы по статьям, которые можно «разворовать» и «растащить». Как вы думаете, какие статьи он имел в виду?

- Инвестиционные статьи и госзакупки, связанные с инвестициями. Однако на деле сократились расходы почти всех ведомств, и отнюдь не только инвестиционные. Кроме того, сокращение госинвестиций окончательно ставит крест на модернизации экономики и на «медведевской» риторике об инновационном развитии.
Понятно, что реальное сокращение бюджета осуществляют не депутаты, превращенные в простые «машинки для голосования», и выступление Путина перед ними имело не практический, а исключительно пропагандистский характер. С таким же успехом можно выступать перед каменными истуканами с острова Пасхи или куклами из театра Образцова, которые, по-моему, имеют на бюджет примерно такое же влияние, как и депутаты Госдумы.

- Эксперты Альфа-банка предсказывают, что проблемы с банковской просрочкой рано или поздно ударят по рублю, и он упадёт. И если правительство надеется остановить стремительное падение российской экономики в пропасть, ему придётся для этого пожертвовать курсом нацвалюты и ослабить ее. А спасти рубль сможет только нефть по цене не менее 80 долларов за бочку. Каков ваш прогноз ситуации с рублем?

- Ну, 80 долларов за баррель - это совсем не тот «глоток керосина», который «может спасти израненного кота». Дело же не в самой нехватке денег, а в её причинах: коррупционном характере государства, который полностью исключает возможность социально-экономического развития. Поэтому что и 80, и 90, и 100 долларов за баррель ситуацию не улучшат, они всего лишь затянут агонию нежизнеспособного управленческого организма, как затянуло её недавнее повышение цен на нефть с 40 до почти 70 долларов за баррель.
Сценарий достаточно прост: сейчас наша экономика «доедает» оборотные средства. К августу-сентябрю «доест», и в первую очередь это ударит по банковской системе, которая начнет задыхаться без ликвидности. Усилится спад в реальном секторе, возрастёт безработица (и статистическими трюками здесь ничего сделать будет нельзя), и государству придётся влить в экономику новую значительную порцию денег.
Это правильное действие, но в неправильной обстановке, ибо в условиях невозможности значимого ограничения коррупции (ставшей, как можно понять, основой государственного строя) невозможен и контроль за вливаемой в экономику ликвидностью. Её значительная часть, как прошлой осенью, окажется на валютном рынке, международные резервы сократятся, возникнет паника, и государство вновь ослабит рубль. Это и будет знаменитая «вторая волна» кризиса - более слабая, чем «первая», хотя ее и усугубит даже не падение, а переход американских фондовых рынков на существенно более низкий уровень, ожидаемый в июле-августе.
Однако, поскольку политический и хозяйственный механизм не будет изменен, подобного рода кризисы будут повторяться, пока к концу 2010 или - при дорогой нефти - в 2011 году они не приведут к снижению международных резервов до недостаточного уровня. После этого придут глобальные спекулянты, которые своим «шершавым языком» слизнут остатки российских международных резервов, и мы рухнем в обвальную девальвацию и системный кризис, то есть утрату управляемости всеми важнейшими сферами общественной жизни.
И в этом системном кризисе нам придётся поневоле начать действительно оздоровлять государство. Как только решим эту задачу и приступим к модернизации, российская экономика начнёт восстанавливаться.


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015