На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Монологи М. Делягина: Как принудить к прогрессу кудринских чудаков

2009.06.08 , Свободная пресса , просмотров 552

В 30-е Сталин воспользовался кризисом США и Европы. История повторяется, но выводы сделал только «Сбербанк»

Кризис современных масштабов дает прекрасную возможность для модернизации относительно отсталых стран: ведь и оборудование, и специалисты (многие из которых просто теряют работу), и даже технологии стоят небывало дешево. А многое из того, что еще недавно не хотели продавать ни за какие деньги, поступает в «свободный доступ».

Именно этим воспользовалась наша страна 80 лет назад, когда проводила индустриализацию, опираясь на технологические возможности наиболее развитых, но погрузившихся в Великую Депрессию стран. И иностранные инженеры, и иностранное оборудование, и отечественные специалисты, получившие образование в лучших западных фирмах, стали основой «сталинской индустриализации» и советского «экономического чуда».

Напрашивается вопрос: почему Россия не делает этого сейчас?

Международные резервы остаются большими (все еще более 400 млрд. долл.), и, если использовать их не в качестве «гробовых», на чем настаивают либеральные фундаменталисты во главе с Кудриным, а для модернизации страны, - на них все еще можно отстроить заново все наше многострадальное государство.

Категорический отказ от этого правящей бюрократии выглядит убийственным для России безумием, на фоне которого каждый «не укладывающийся» в либеральную схему шаг возбуждает все новые надежды.

Знаковым событием, напугавшим многих на Западе, стало приобретение консорциумом канадской «Магны» и российского «Сбербанка» немецкого «Опеля».

Да, конечно, для «Сбербанка» этот шаг носит во многом вынужденный характер. Привлекая вклады населения, в условиях кризиса слетающиеся в крупнейший госбанк, как мотыльки на фонарь, он из-за отсутствия модернизационных проектов государства не имеет возможностей инвестировать деньги россиян в Россию. И вынужден выводить их из страны. Знаковым событием стало заявление его руководства об отказе выдавать кредиты реальному сектору под гарантии правительства России в том виде, в котором эти гарантии были предложены. И финансирование покупки «Опеля» для «Сбербанка», как представляется, - прежде всего способ найти применение возросшим вкладам россиян.

С точки зрения модернизации России, покупка «Опеля» - не столько повышение технологического уровня российского общества, сколько поддержка иностранных производителей. И проникновение через их покупку на закрытый для нас (несмотря на все разговоры о «свободной торговле») рынок Евросоюза.

Намерение собирать на «ГАЗе» 200 тысяч «Опелей» в год (через 10 месяцев, и то, как кажется, если повезет и ничего кардинально не ухудшится) – пресловутая «отверточная сборка», не повышающая российский технологический уровень, а уничтожающая промышленность комплектующих. Из всех доходов автопрома, оставляющая России только зарплату да налоги.

Однако, несмотря на все это, само начало экспансии российского бизнеса, пусть даже и государственного, - позитивный шаг, который торит дорогу для последующих закупок технологий, оборудования и специалистов в целях развития современных производств в самой России.

На пути к этому предстоит расстаться со многими разрушительными предрассудками.

В частности, из того, что развертываемые в России производства должны иметь рынок сбыта, следует неизбежность конкуренции с иностранными производителями, - хотя бы за рынок самой России. И на первом этапе, когда производства будут только «вставать на ноги», для их защиты от убийственной глобальной конкуренции понадобится разумный протекционизм, - примерно на уровне Евросоюза.

Более того: высокомонополизированная экономика, развращенная превращением «отката» в более обязательный платеж, чем налог, сама по себе не будет воспринимать новые технологии. И протекционизм без принуждения владельцев предприятий и топ-менеджмента к технологическому прогрессу приведет не к освоению новых технологий, а к загниванию, которое столь убедительно демонстрирует российский автопром.

А принуждение к прогрессу придется осуществлять государству, в том числе и нерыночным, административным путем. И сказки про «презумпцию избыточности государственного вмешательства в экономику» придется выбросить на ту же помойку, на которую уже выбросил их весь мир (во главе с США) в прошлую экономическую депрессию.

Это трудный путь, но нам придется его пройти. И лучше вступить на него сегодня, когда приобретение «Опеля» создает своего рода «мост» для перекачки в России современных технологий (в том числе и управления). Чем ждать еще несколько лет, до начала системного кризиса, когда по тому же пути придется идти в несравнимо худших условиях – без денег, с разрушенной системой государственного управления, деморализованным и деградировавшим населением.

Самое главное сделано: «мост» для освоения технологий построен.

По нему осталось только пойти.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015