На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Оптимизм на очень тонком льду

2013.10.22 , ИА "MK.RU" , просмотров 531

                                                                        1             

                                                                                                Курс на сокращение дефицита

Экономическая динамика России пугает. Рост ВВП затормозился более чем втрое (с 4,5 до 1,4% в первом полугодии), промышленный рост на 3,1% в январе—августе прошлого года сменился стагнацией, инвестиционный рост на 11,5% — и вовсе спадом на 1,3%. Из-за роста неопределенности (лишающей смысла прогноз более чем на год) и исчерпания ресурсов трещащей по швам сырьевой модели федеральный бюджет устраивает едва ли не секвестр.

Это не может не пугать регионы, даже Москву, хотя притяжение деловой активности всей страны, огромные масштабы и позитивная инерция дают мегаполису дополнительный запас прочности.

В бюджет-2014 заложено небольшое — на 3,3% — увеличение доходов города. Это выше мизерных 2,6%, ожидаемых в 2013 году, но с учетом даже официальной инфляции означает уменьшение реальных доходов. Похоже, власти Москвы ждут экономического спада или ухода части бизнеса в тень.

Рост расходов на жалкие 0,8% означает их сильное реальное сокращение и обнажает, несмотря на заявления властей о решении социальных и транспортных проблем, их главную задачу: сокращение бюджетного дефицита.

И это правильно.

Рассуждения о «приемлемости долгового бремени» и «незначительности дефицита» не отменяют азбуки: в кризис лучше входить без лишних обязательств.

Тем более что в этом году заложенный в бюджет дефицит подскочил более чем вшестеро: если верить сайту мэрии, с 46,5 до 287,2 млрд рублей. «Если верить» — важная оговорка, так как данные сайта расходятся с данными пояснительной записки к бюджету-2014: по данным сайта, в 2011 году бюджет был сведен с профицитом в 81,3 млрд руб., а по записке — с дефицитом в 42,8 млрд. Отчетный дефицит 2012 года по записке на треть выше данных сайта. Это внятно характеризует качество управления даже в Москве.

Тем не менее доходы 2013 года ожидаются ниже первоначального плана на 5,2%, а расходы — аж на 9,1%, и бюджетный дефицит составит лишь 200,5 млрд рублей.

Его хотят сократить до 164,8 млрд в 2014-м, а в 2016-м — до 140,8 млрд.

Новые источники

Важная проблема проекта бюджета — отсутствие расшифровки ожидаемых доходов. Хотя налог на прибыль и подоходный налог, обеспечивающие 80% налоговых поступлений, зависят от внешних факторов, динамику подоходного налога власти все-таки попытались спрогнозировать.

Эта попытка может и не быть удачной, но как всякая честная попытка заслуживает уважения — и неблагоприятно оттеняет меланхоличное предположение, что налог на прибыль на протяжении 4 лет (2013–2016) будет составлять неизменные 503 млрд 820,3 млн руб. С учетом инфляции это значит еще и неуклонное снижение реальных поступлений данного налога.

Несмотря на ограниченность полномочий региональных властей, они все же есть. Так, московские власти вправе ввести прогрессивную шкалу в обложении недвижимости. Москва с ее множеством сверхбогатых людей, обладающих роскошными квартирами и домами в черте города, имеет для этого все возможности — но почему-то пренебрегает ими, предпочитая взимать налог, незаметный для нуворишей и болезненный для бедных.

По данным фракции КПРФ в Мосгордуме, 90% дохода от собственности, который получает город, — доход от продажи ценных бумаг. Благодаря системе налоговых вычетов налоговая нагрузка на их держателей, то есть на наиболее богатую часть общества, составляет около 1%, в то время как остальные москвичи, тоже с учетом налоговых вычетов, платят с доходов 12,5%.

Московские власти пока не пытаются уменьшить эту диспропорцию.

Проблемы приоритетов

На Валдайском клубе столичный градоначальник Сергей Собянин заявил о снижении средних цен госзакупок на четверть по сравнению с временами Лужкова. Это выдающаяся победа, резко повышающая эффективность использования бюджетных средств.

В то же время это достижение неравномерно по различным сферам, что делает несопоставимой отраслевую структуру расходов разных лет и не позволяет судить по ее изменению о смене приоритетов московских властей.

Тем не менее по-человечески понятна реакция на многолетние бессмысленные заклинания об инновациях, выразившаяся в сокращении расходов на них на 18%.

Но инновации — это условие выживания. Сокращение расходов на них вместо их коренного оздоровления вызывает тревогу.

Беспрецедентное финансирование развития транспорта — благое дело, но осуществляемые меры вызывают порой удивление. Наряду с разумными шагами, вроде строительства автомобильных эстакад, мы сталкиваемся со строительством дорог, упирающихся в дома, с планами сужения Тверской, с уничтожением зеленых насаждений.

Повышение степени платности бюджетных услуг, включая образование и медицину, снижает их доступность и подрывает благосостояние заметной части москвичей.

Бюджет-2014 консервирует уровень соцобеспечения, который, хотя и выше среднероссийского, все же не обеспечивает достойной жизни. Расходы на соцподдержку пенсионеров в реальном выражении снижаются, соцстандарт образца 2012 года в 12 тыс. рублей стал для них максимумом. Его отношение к средней зарплате в Москве снизится с 23% в 2013-м до 18% в 2015 году.

Особенно тревожит ситуация с московской надбавкой неработающим пенсионерам. Бюджет-2013 предусматривал ее небольшое, отстающее от официальной инфляции, но увеличение — со 113,5 млрд в 2013-м до 118,6 млрд в 2014-м и 123,5 млрд рублей в 2016 году. А бюджет-2014 фиксирует эту доплату на прошлогоднем уровне, отказываясь от ее повышения вплоть до 2016 года!

А ведь экономия на людях еще более пагубна, чем пресловутая «экономия на спичках», и создает почву для социально-политической дестабилизации.

Вызывает сомнение и идея передачи имущества города (включая, насколько можно судить, элементы систем жизнеобеспечения) в концессию бизнес-структурам на срок до 49 лет. С учетом качества госрегулирования это может привести к авариям и катастрофам.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015