На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Налоговая катастрофа неминуема

2004.04.29 , "Новые Известия" , просмотров 395
Налоговые преобразования – любимое занятие реформаторов. Правила уплаты налогов в результате все больше запутываются. Возможно, не вполне бескорыстно. Апофеозом стало разрешение налоговому инспектору не знакомить плательщика с необходимыми для уплаты налога инструкциями. Путь сначала сделает ошибки, а потом налоговая служба его накажет.

Новый виток реформы сейчас проходит под лозунгом «Решим проблему единого социального налога!». Уклонение от него угрожающе растет из-за такого несправедливого факта: человек платит тем меньше, чем он богаче. С учетом подоходного налога бедный отдает почти 45% начисленной оплаты труда, богатый – чуть больше 15%. Сама возможность быть честным превращена в имущественную привилегию.

Выход – возврат к нормальной прогрессивной шкале, при которой богатая и наиболее влиятельная часть общества несет наибольшую ответственность за итоги своего влияния, выраженную в том числе и в налоговой форме. Но более чем обеспеченные реформаторы, освободившиеся от ответственности перед страной, не способны ущемить свои интересы и хотят решить проблему полумерой. Суть ее в том, чтобы уменьшить начальную ставку ЕСН до 26% за счет переноса части налоговой нагрузки, идущей на пенсионные нужды, с фонда оплаты труда на доходы граждан. Если раньше они платили 13% подоходного налога, то теперь будет добавлено еще 4%. Без массовой легализации и оживления бизнеса это усилит налоговое давление и снизит, а не повысит доходы людей.

Популярна идея сделать пенсионные взносы в 4% не обязательными, а добровольными, «стимулируя» их дополнительным финансированием (в размере 2%) государства. Между тем бедные – не менее 60% населения – предпочтут текущее потребление неопределенным перспективам будущей пенсии. Это обернется отложенной социальной катастрофой.

Другой шаг реформы – снижение ставки налога на имущество с 2% до 0,1%. Так как старая ставка исчисляется с оценки БТИ, а новая будет браться с рыночной цены, налог возрастет. Больнее всего он ударит по «среднему классу», а наиболее богатые смогут занижать налог с помощью махинаций при оценке имущества.

Еще одна вызревающая «продуктивная» идея – поставить в зависимость от мировых цен налогообложение нефти, потребляемой внутри страны. Экономическая абсурдность этого никого не смущает, как и то, что таким образом тормозится развитие России и стимулируется сокращение поставок нефти для внутренних нужд.

Разумен возврат к мировой практике более высокого налогообложения добычи сырья в более благоприятных горно-геологических условиях. Отмена этого правила в 2001 году привела к концентрации средств у олигархов, контролирующих лучшие месторождения. Еще в конце 2003 года президент Путин заявил о необходимости исправить ситуацию, но Министерство финансов, по сути, отказалось выполнять его поручение.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015