На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Дорогой билет на «Титаник»

2004.05.27 , "Новые Известия" , просмотров 454
Наша экономическая дипломатия празднует победу: Евросоюз больше не противник присоединения России к ВТО. Ранее ЕС отказался от требования отмены экспортной монополии «Газпрома» (абсурдного на фоне, например, «Газ де Франс»), теперь – от требования повысить российские цены на газ до европейского уровня, да еще и согласился с установленной нашим правительством динамикой этих цен. На этом хорошие новости заканчиваются, ибо и эти цены непосильны для страны.

Оптимисты утешают, что часть газа уже реализуется промышленности по цене выше 40 долларов за 1 тыс. куб. м (при официальной – 27–28 долларов), так что ничего страшного. Однако это касается лишь очень небольшой части весьма богатых потребителей. Кроме того, даже «неофициальные» цены ориентируются на те, что устанавливает правительство.

Удорожание газа до 49–57 долларов за 1 тыс. куб. м к 2010 году непосильно для России и в то же время недостаточно для стимулирования энергосбережения. Закрепление правительственной ошибки на международном уровне делает неизбежным кризис и окончательно переносит удвоение ВВП к 2010 году в область ненаучной фантастики.

Согласившись ратифицировать Киотский протокол, Россия отказалась от возможности приспособить создаваемые им рынки к своим интересам, лишив себя возможности заработать. Масштабы допуска на наш рынок иностранных автомобилей и самолетов, а также компаний связи таковы, что г-н Греф не посмел даже назвать их. Не ясна и степень допуска иностранных корпораций на финансовые рынки.

Сегодня Россия почти не защищает отечественные рынки: денег так много, что хватает и своим, и чужим.

Но когда нефть подешевеет, в условиях незащищенной собственности и произвола силовой олигархии конъюнктура непременно ухудшится. Рынок потребуется усиленно защищать, а это-то как раз и запрещено правилами ВТО. Можно усиливать защиту лишь отдельных рынков, но при этом надо ослаблять защиту остальных, чтобы общий уровень протекционизма не увеличивался.

Присоединение к ВТО без учета своих будущих потребностей поставит страну в положение Киргизии, которая согласилась на колониальные условия и почти сразу была вынуждена просить об их смягчении. России осталось договориться с США, выступающими против поддержки сельхозпроизводства, Австралией и Новой Зеландией, а также с Китаем, который, заботясь о свободном импорте игрушек, не может забыть скандальной приватизации «Славнефти» и фактического отказа России от проекта нефтепровода в Дацин. Но через год-два мы можем, пойдя на новые не имеющие оправдания уступки, прорваться в ВТО. Билет на «Титаник» будет у нас в кармане.



Автор – руководитель Института модернизации, д. э. н.


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015