На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Какие налоги надо менять?

2008.03.28 , ИД "Трибуна" , просмотров 409

В последнее время активизировалась дискуссия вокруг налоговой реформы и, прежде всего, замены НДС налогом с продаж. Как известно, НДС взимается только с добавленной стоимости, но зато на каждом этапе производства, а налог с продаж – только в момент реализации конечного продукта, но не только с добавленной стоимости, но и с затрат. Таким образом, налог с продаж носит «валовый», а НДС – «приростной» характер.

Отмена налога с продаж (впервые введенного Горбачевым в 1989 году) с 1 января 2004 года мотивировалась его негативным влиянием на структуру экономики (это общая беда всех налогов с оборота) и легкостью ухода от него. Сегодняшние сторонники возврата к этому налогу никак не комментируют тогдашнюю риторику государства, концентрируя внимание на недостатках НДС и на том, что в США такого налога нет.

Последний аргумент не выдерживает критики – причина отсутствия НДС в США заключается в децентрализованности их налоговой системы (как и государства в целом), которая просто не позволяет собирать НДС. В России не для того 8 лет выстраивали «вертикаль власти», чтобы теперь признать ее отсутствие таким изощренным способом! Кроме того, в США вообще нет многих вещей, которые еще недавно были у нас (например, массового качественного образования) и которые неплохо было бы вернуть.

То, что НДС сам по себе тормозит научно-технический прогресс – голословное утверждение, прямо противоречащее реальности (так, Великобритания является одним из технологических лидеров мира наряду с США, да и в развитых странах Европы использование НДС не тормозит прогресс).

Недостатки НДС вполне исправимы без очередной коренной перетряски налоговой системы страны. Так, сложности с его возвратом вызваны мошенничеством (в частности, с фиктивным экспортом), для искоренения которого достаточно несколько ограничить коррупцию. Другие недостатки устранимы совершенствованием инструкций. Возможно, нынешние чиновники не способны на необходимую для этого кропотливую работу, и им проще отменить налог, чем нормализовать процедуры его взимания. Но это должно быть их проблемами, а не всей экономики.

Самое интересное, что замена НДС налогом с продаж в обозримом будущем невозможна в принципе. Потому что это ускорит и без того высокую инфляцию. Компромиссом будет, вероятно, снижение ставки НДС с отменой льгот по социально значимым товарам (в результате улучшение положения бизнеса опять будет сопровождаться ударом по неимущим).

Между тем шумиха вокруг НДС отвлекает внимание от реальных, наиболее болезненных проблем налоговой системы – необходимости нормализовать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и Единый социальный налог (ЕСН).

В части НДПИ надо вернуться к дифференциации его ставок по горно-геологическим и климатическим, а возможно, и транспортным условиям. Отмена этой дифференциации объяснялась удобством для чиновников Минфина; ее порочность была еще в 2005 году признана даже президентом Путиным, но кипучая аппаратная работа не привела к значимым результатам. Между тем время «легкой нефти» прошло, и дискриминация компаний, ведущих добычу «на неудобьях», способствует падению темпов добычи нефти и сокращению добычи природного газа (в 2007 году – на 1,5%).

Начальная ставка ЕСН находится на запретительно высоком уровне (эффективное налогообложение фонда оплаты труда – 36%!), а регрессивная шкала, при которой чем ниже зарплата, тем сильнее она облагается, превращает саму честность в привилегию имущих. Этот омерзительный классовый характер ведет, как всякая несправедливость, к низкой собираемости (что «пробивает дыру» в Пенсионном фонде). Бизнес готов платить ЕСН по плоской шкале в 15%, но это противоречит самой идеологии российской бюрократии, обогатившейся на коррупции и, похоже, искренне считающей, что налоги не должны касаться легальных сверхдоходов так же, как они не касаются коррупционных сверхдоходов.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015