На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Госкорпорации: плюс на минус

2008.03.14 , ИД "Трибуна" , просмотров 597

В настоящее время идет окончательное организационное оформление госкорпораций. В различных сферах экономики создаются крупнейшие собственники и производители, которые, по идее, должны задать тон в прорывных отраслях, продвинуть Россию к высотам инноваций и высоких технологий. В целом идея госкорпораций разумна: неразвитость рынка и отсутствие антимонопольной политики требуют создания институтов развития. Но вот как это будет реализовано на практике?

Сама идея вызрела не сразу. После «укрепления вертикали власти», под которыми в России с некоторых пор нередко понимается разрушение, дискредитация и подмена демократических институтов, а также установление жесткого неформального контроля за бизнесом, возникла идея консолидировать госактивы в руках «Газпрома», создав на его основе мегахолдинг. Это оказалось невозможным, так как означало бы концентрацию влияния в руках одного бюрократического клана с поражением всех остальных.

Идея диверсифицированного контроля государства (при помощи различных групп) за «командными высотами» возобладала и обернулась как прямым огосударствлением экономики, так и использованием открытых акционерных обществ (ОАО) и (в атомной промышленности и ВПК) государственных унитарных предприятий (ГУПов).

Однако они решали содержательные задачи, которыми их руководство могло прикрывать свое нежелание выполнять сиюминутную волю правящей бюрократии. Менеджмент ОАО в противостоянии с государством к тому же опирался на независимых акционеров, особенно иностранных.

Инвестиционный фонд МЭРТа требовал от него квалифицированной работы по анализу бизнес-планов и контролю за использованием средств, что, похоже, было для министерства непосильно и неприемлемо (в итоге в 2006 году оно использовало лишь 18% выделенных ему бюджетных ассигнований).

Поиск нужных форм шел в направлении институтов развития, которые не имеют конкретных задач и обязанностей, что позволяет использовать их как для достижения почти любых содержательных целей, так и для обогащения и политического укрепления представителей своего клана.

Госкорпорации стали идеальной находкой: их юридическая форма уникальна. Имущество и деньги, переданные ими государством, становятся их собственностью – происходит «безвозмездная приватизация». Их нельзя обанкротить. Госкорпорации отчитываются только перед правительством один раз в год, причем не обязаны даже публиковать этот отчет. Остальные органы власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, перед ними бессильны.

Без согласия госкорпорации органы госуправления не могут запрашивать у нее документы и проверять соответствие ее деятельности ее целям. Они не могут запрашивать информацию о ее деятельности у других органов госуправления и финансовых организаций и даже направлять представителей для участия в ее мероприятиях – вплоть до пресс-конференций. Если органы госуправления выявят нарушение закона или совершения госкорпорацией действий, противоречащих ее целям, они не имеют права даже вынести ей письменное предупреждение.

Получается, что госкорпорации – это «государства в государстве». По-видимому, они смогут выбирать для себя проекты самостоятельно, вне единой государственной стратегии, которой просто нет. Часть средств, выделенных госкорпорациям, уйдет на нецелевое использование – в лучшем случае на раздувание административных расходов: строительство роскошных офисов, приобретение представительских автомобилей, загранкомандировки, повышение зарплат и раздувание штатов. Часть обречена быть разворована – как прямо, так и через заказ своим партнерам бессмысленных исследований и пиар-кампаний с высоким откатом.

Поэтому восстановление контроля за госкорпорациями – условие выполнения поставленных перед ними задач инновационного развития и даже сохранения поступательного движения всей экономики.

Повторюсь, идея госкорпораций разумна. Но вот как сделать так, чтобы, реализуя ее, не скатиться к банальному использованию «командных высот» государства в экономике для достижения не общественного блага, но противоречащих ему корыстных целей?

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015