На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

«Неуд» за реформу

2008.03.07 , ИД "Трибуна" , просмотров 366

В последнее время мало говорится об одной из важнейших реформ – системы образования. А между тем она проводится уже без малого 10 лет и сейчас, кажется, окончательно зашла в тупик. В чем же причины?

На мой взгляд, прежде всего, в концептуальном подходе к образованию как к бизнесу, способу заработать деньги за счет предоставления услуг. При таком подходе не учитывается, что получатели услуг – учащийся и его родители – не в состоянии сами оценить их уровень. Мало кого интересует и исключительно высокая общественная цена плохого качества образования. То, что образование (наряду со здравоохранением) создает главную производительную силу общества – человеческий капитал – игнорируется. Проблема еще и в том, что предложенная правительством в начале века концепция модернизации образования неоднократно изменялась.

В результате качество образования упало катастрофически. Учащиеся не получают не только необходимых знаний и умений, но и трудовой мотивации, навыков организованности, способности воспринимать новое.

В силу отсутствия необходимого контроля государства за качеством услуг образования увеличение расходов государства и граждан на образование ведет в первую очередь к росту прибылей образовательного бизнеса и не способствует решению указанных принципиальных проблем. Кроме того, не выполнены параметры увеличения финансирования, которые планировались при подготовке реформы.

Принцип «деньги следуют за учеником», как показала практика, не универсален и усугубляет несоответствие системы образования потребностям экономики. В частности, он уничтожает школы в деревнях и малых городах, что может лишить часть детей доступа даже к начальному школьному образованию. Программы типа «Школьный автобус» не в состоянии решить эту проблему.

Одна из главных проблем реформы образования в том, что уничтожаются его комплексность и универсальность. Вместо этого России навязывается чуждая ей модель образования, при которой дети со школы делятся на будущих подчиненных (в которых воспитывается не творчество, а покорность) и руководителей. Это лишает страну огромной части ее талантов.

Нацпроект «Образование», в целом положительный, направлен лишь на исправление частных, но не указанных принципиальных недостатков. При этом и со своими прямыми задачами он справляется не полностью – так, поощрение грантами отдельных учителей вызвало напряжение в преподавательском сообществе, зарплаты преподавателей вузов остаются неприемлемо низкими. Конкурсы инновационных вузов больше похожи на конкурсы брендов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) упростил поступление в столичные вузы детей из регионов (хотя в том числе и таких, которые не демонстрируют способности к учебе), но не снизил коррупцию, лишь изменив ее характер. Формализм и бессодержательность тестов ориентируют учащихся на зазубривание разрозненных дат и фактов, а не на осмысление изучаемых процессов.

Болонская конвенция остается неизвестной даже самим реформаторам, которые ее внедряют. Обычно она сводится к переходу на бакалавриат и магистратуру, хотя не требует такого перехода и позволяет сохранять национальные системы образования (требуя, правда, их адаптации, что показалось чиновникам сложным, и они предпочли сломать существовавшую систему). Введение бакалавриата и магистратуры, продляя срок получения полного высшего образования, повышает доходы образовательного бизнеса и занятость преподавательского сообщества, но часто снижает качество образования.

Система образования готовит «профессиональных безработных» – убежденных в своей исключительности, инфантильных и безответственных, глубоко асоциальных элементов, не способных к систематическим усилиям, солидарности и производительному труду. Как и в советское время, система образования не прививает навыков коммуникации. Социальная функция образования (подготовка молодежи к жизни в обществе) не рассматривается государством, а подготовка рабочей силы не соответствует потребностям экономики, как и во времена СССР. По данным социологов, 30–40% поступающих в вузы не собираются работать по будущей специальности. Это создает угрозу безопасности государства (так, средний возраст занятых в атомной промышленности превысил 50 лет). 35% российских безработных моложе 30 лет (притом, что на рынке труда существует жесточайшая дискриминация людей старше 45 лет).

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015