На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

РОССИЯ: 2004-2008 "Круглый стол" в редакции газеты "Завтра"

2004.03.24 , "Завтра" , просмотров 528
Михаил ДЕЛЯГИН, экономист
Не важно, будет ли крах доллара. Воспользоваться шансом, если он и появится, не удастся из-за слабости наших руководителей. На удержание власти в сверхблагоприятных условиях их хватает, на развитие страны — нет.

     Именно при Путине окончательно оформилась экспортно-сырьевая модель развития. Девальвация 1998 года дала шанс и другим секторам, но пассивность государства, вернувшегося к брежневской модели паразитирования на нефтедолларах, не позволила реализовать его.

     Сырьевая модель развития не даст поддерживать высокие темпы роста даже при дорогой нефти. Они будут снижаться и к 2008 году не превысят 3-4%; с 2007 года начнут нарастать трудности, связанные с сокращением добычи газа и экспорта оружия.

     Главная проблема России — незащищенность собственности. Наиболее прибыльный бизнес (кроме наркоторговли) — захват предприятий при помощи коррумпированных судов и сознательно принятых в несовершенном виде законов. В последние годы усилия частных хищников дополнены действиями "силовой олигархии".

     Несмотря на монополизацию экономики, антимонопольная политика отсутствует. Реорганизация правительства снизила статус антимонопольного ведомства и уничтожила даже институциональные предпосылки борьбы с монопольными злоупотреблениями.

     Государство окончательно освободилось от ответственности перед населением. Суть путинской "управляемой демократии" — в предоставлении бюрократии свободы рук в обмен на лояльность. Демократия как институт принуждения государства к ответственности перед обществом искоренена.

     В то же время обычная авторитарная модернизация невозможна, так как требует ответственности элиты перед обществом, а такая ответственность недоступна нынешней элите, сформировавшейся в процессе осознанного разрушения и разграбления собственной страны.

     Из-за пассивности бюрократии и ее неспособности сформировать образ желаемого будущего экономическая повестка дня определяется крупным бизнесом. Ельцинские олигархи, связанные с исполнением бюджета или проведением приватизации, заменяются компаниями, находящимися под контролем высокопоставленных сотрудников силовых структур — "силовой олигархией" (или сами идут под этот контроль). Но олигархия как таковая сохраняется, ибо без нее чиновники не могут зарабатывать.

     Несовпадение интересов крупного бизнеса с интересами общества не позволяет модернизировать Россию. Олигархи защищают свою собственность политическими инструментами, и для них "защита прав собственности" — это защита чужой собственности от их экспансии. Антимонопольная политика невыгодна им, так как они злоупотребляют монопольным положением. Развитие депрессивных территорий и борьба с бедностью просто вне сферы их интересов.

     В результате реальная экономическая политика сводится к созданию новых видов бизнеса в новых сферах, даже если это грозит дезорганизацией унаследованным от СССР системам жизнеобеспечения.

     Государство делегирует функции разработки и реализации реформ заинтересованным и при этом государственным участникам рынков. Так, пенсионная реформа не обеспечивает интересов ни будущих пенсионеров (им не обещают даже сохранности пенсионных взносов), ни модернизации экономики (средства инвестируются в госбумаги). Она проводится в интересах участников фондового рынка, работающих с пенсионными деньгами и не несущих ответственности за них (при этом государственный Пенсионный фонд, организовав "информационную блокаду" населения, сконцентрировал у себя взносы 98% будущих пенсионеров).

     Сложившаяся модель развития России объединяет худшие черты советской и олигархической моделей и потому нежизнеспособна. Накопленный запас прочности позволяет ей просуществовать 2-3 года после удешевления нефти до 22 долл./баррель (этот уровень заложен в бюджет-2004), после чего неизбежен системный экономический, политический и инфраструктурный кризис.

     Он неизбежен и при сохранении дорогой нефти (хотя и позже — в течение 5-7 лет), так как перманентный передел собственности, тотальный произвол монополий, бедность и разложение госаппарата (системная коррупция — лишь один его аспект) тормозят экономику, блокируют технологический прогресс и снижают конкурентоспособность России.

     Кризис завершится либо политической модернизацией России и формированием в ней эффективной демократии, либо распадом по образцу СССР. Выбор пути зависит не от коррумпированного и не по-ленински отмирающего государства, но от нас — здоровой части общества, видящей перспективу, способной подготовиться к ней и подготовить других.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015