На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

МЕЖДУ ВЫБОРАМИ

2008.01.30 , "Завтра" , просмотров 329
Михаил ДЕЛЯГИН, экономист.

     Для большинства жителей России приход к власти Дмитрия Медведева будет означать прежде всего рост цен на все жизненно важные товары-услуги и реальный голод. Не потому, что этого захочет сам Медведев, а потому, что такова логика нынешней социально-экономической и политической системы, которая выдвинула его на первые роли.

     Был ли ставший царем Борис Годунов лиЧно виноват в неурожаях того времени? Разумеется, нет! Но вся государственная система именно под его руководством исчерпала запас прочности и рухнула так, что тот период отечественной истории доныне именуется Великой Смутой, или просто Смутой.

     Сможет ли путинская "вертикаль власти", даже трансформировавшись в медведевскую, решить главную проблему — проблему инфляции?

     Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала посмотрим, что НУЖНО сделать.

     Прежде всего — обеспечить финансовую прозрачность и ограничить ценовой произвол "естественных монополий", разорвав спираль роста инфляции и снижения ликвидности. И с 2009 года не повышать рублевые тарифы без такой прозрачности. Сократить намеченный на 2008 год рост тарифов, восстановить госрегулирование цен на "сверхлимитный" газ и электроэнергию, поступающую на "свободный", а на деле — сверхмонополизированный рынок. Начать форсированное строительство энергомоста из Восточной Сибири, освоение новых месторождений газа.

     Пора дать ФАС функции управления товарными интервенциями для сдерживания цен и право при резком скачке цен возвращать их назад до выяснения причин скачка.

     Обеспечить свободный доступ производителей на рынки в крупные города, хоть под охраной солдат — ведь криминальные монополии всё равно ломать придётся. Кеннеди ради слома расовой сегрегации водил учеников в школы под охраной национальных гвардейцев — чем наши производители хуже негритят?

     Защиту от глобальных спекулянтов даст масштабное, а не "точечное" развитие сельского хозяйства. Первый шаг — введение сокращающихся по мере роста производства тарифных квот на импорт продовольствия. В ВТО ведь нас всё равно уже не примут, и не из-за нелюбви Запада к "сувенирной демократии", а потому, что основные уступки уже сделаны, и теперь принять Россию в ВТО для развитых стран значит взять на себя обязательства перед ней, не получив взамен ничего нового. Надо ограничивать экспорт продовольствия, грозящий возникновением дефицита.

     Пора вести широкое строительство и модернизацию дорог для формирования рыночной инфраструктуры: как говорят китайцы, "дорога рождает богатство". Не стоит забывать и наш опыт: стрелецкие бунты в России прекратились именно после строительства Петром Великим сети дорог, по которым можно было провезти зерно и в распутицу.

     Следует ввести закон, по которому взяткодатель, донесший на взяткополучателя (вымогателя) или даже просто сотрудничающий со следствием, освобождается от ответственности, и изгнать или арестовать всех "воров в законе", по примеру Грузии, Молдавии, Белоруссии. Это позволит ограничить коррупцию, являющуюся одним из ключевых факторов повышения цен.

     Следует, хотя время и упущено, расследовать, кто поднимал розничную цену на бензин в ноябре, после совещания у Христенко, и убедительно наказать виновных.

     Пора, наконец, взять под контроль использование средств госкорпорациями. Допускать их размещение в банках только для поддержания ликвидности банковской системы и при жестких ограничениях, накладываемых на банки.

     Но это всё — "оборонительные" меры, а стратегический успех приносит лишь наступление. В нашем случае — реализация крупных модернизационных проектов, в первую очередь в инфраструктуре. Последние полтора года в очередной раз активизировались разговоры на эту тему, но в целом дело стоит.

     Доля федеральных автодорог, по которым можно ездить, то есть "соответствующих нормативным требованиям", сократилась с 39% в 2000 году до 37,5% в 2007! Из-за износа автодорог с 2004 года (что совпало с резким ростом числа чиновников и их оплаты) их выбытие превышает ввод, и их общая протяженность сокращается — при росте грузооборота по ним со 100 млрд.тонно-километров в 2000 до 131 млрд. в 2007 году.

     В ЖКХ государство накопило по капремонту долг перед населением на 2 трлн.руб., а потом заявило, что мы должны оплачивать его сами. Фонд содействия реформе ЖКХ создан лишь для аварийного и ветхого жилья, почти бесконтролен, а обсуждение, в какие именно финансовые инструменты он будет размещать полученные от бюджета средства заставляет заподозрить в нем не столько "государственного ремонтника", сколько еще одного "государственного спекулянта".

     Хочу подчеркнуть: в долгосрочном плане модернизация важнее инфляции. Модернизация инфраструктуры резко снизит издержки экономики, оздоровит деловой климат и качественно повысит конкурентоспособность России. Но приступить к модернизации, не заморозив инфляцию, мы уже не в состоянии.

     И вот, учитывая всё это, я полагаю, и при Медведеве наша власть вряд ли СМОЖЕТ сделать то, что НУЖНО. Даже если вдруг ЗАХОЧЕТ.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015