На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Основные направления, которые должны понравиться всем

1997.02.27 , "Власть" , просмотров 520
Основной урок
       Нынешнее президентское послание принципиально отличается от предыдущих, посвященных описанию приоритетов и основных направлений деятельности государственного аппарата. Оно стало основным документом, сформулировавшим концептуальные основы предвыборной кампании президента. Поэтому к нему нельзя относиться только как к собранию политических лозунгов: за изменением их набора кроются реальные перемены в экономической политике.
       Вспомним: в 1994 году в качестве главной задачи выступало проведение реформы как таковой, то есть рыночное "изменение самой конструкции экономической системы" с минимизацией ее цены, под которой понимались и инфляция, и структурный кризис, и снижение уровня жизни.
       Через год основная задача формулировалась как построение "моста от инфляционного прошлого к инвестиционному будущему", то есть преодоление инвестиционного кризиса и технологическая модернизация экономики на базе обуздания инфляции.
       В 1996 году стратегическая задача осталась практически без изменений. Это логично, поскольку объективное замедление всех макроэкономических процессов в период депрессии увеличило время решения основных задач. Изменился метод: от преимущественно макроэкономических и чисто финансовых инструментов, возможности использования которых оказались исчерпанными, государство постепенно переходит к использованию резервов, связанных с повышением финансовой дисциплины и реализации его прав как собственника, а также с прямым стимулированием развития экономики.
       Пересмотр экономической политики во многом связан с четким осознанием того, что у чисто силовых методов реализации государством тех задач, которые оно на данный момент считает приоритетными, перспективы отсутствуют. Применение силы может носить только воспитательный характер. В чуть более значимых масштабах оно постепенно перерастает в государственный произвол, снижающий эффективность экономики и в конечном счете ввергающий ее в кризис. Подробный разбор истории СССР в послании продиктован именно стремлением главы государства демонстрировать понимание уроков истории, важнейший из которых - бесперспективность государственного насилия. Расценивающие историческую часть послания лишь как попытку примитивной антикоммунистической риторики совершат ошибку: с политической точки зрения апелляции к 1991 году сегодня почти так же актуальны, как и к 1913-му, а в качестве мишени гораздо проще использовать программу современной КПРФ.
       
Основной метод
       Как же контролировать экономику без систематического насилия? Механизм в послании прямо не назван, но его контуры видны - особенно если сопоставить послание с осуществляемыми мерами. Суть заключается в укрупнении субъектов экономики, в образовании жизнеспособных финансово-промышленных групп. До сих пор предприятия стремились к тому, чтобы, самостоятельно используя прибыль, перекладывать на государство свои убытки. В финансово-промышленных группах убытки перераспределяются внутри самой группы, то есть перекладываются не на государство, а на более сильных ее участников. Это облегчает функционирование бюджета, а укрупнение структур упрощает контроль за ними и с чисто технологической точки зрения.
       Принципиально важно, что после выхода из спада наконец появилась возможность проведения селективной промышленной политики, о необходимости которой говорили все. Возможность появилась потому, что в ходе спада произошла структуризация экономики, четкое разделение ее отраслей на однородные группы. Важнейшими из этих групп являются вышедшие на мировой рынок и нуждающиеся в помощи государства для закрепления на нем (в основном это предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургии и химии), потенциально конкурентоспособные на мировом рынке и нуждающиеся в помощи для выхода на него (к этой категории относятся преимущественно предприятия машиностроения, в том числе ВПК) и, наконец, ориентированные на внутренний рынок и заинтересованные только в ограничении импорта (пищевая и легкая промышленность, автомобилестроение и АПК). Понятно, что помощь трем этим группам отраслей принципиально разнится как по своему характеру, так и по возможным масштабам ее оказания. Равно как и по целесообразности для будущего всей национальной экономики.
       В целом господдержка экономики будет существенно облегчена завершением периода ее кризисного развития: в случае сохранения политической стабильности снижение инфляции вызовет снижение доходности на финансовых рынках, которое, в свою очередь, вытеснит значительную часть обращающихся там капиталов в реальный сектор. В результате начнется преодоление инвестиционного кризиса, причем, что важно, - на базе современных технологий, увеличивающих эффективность российской экономики в целом.
       Как показывает опыт всех без исключения западных стран, рост эффективности национальной экономики позволяет все активнее решать социальные проблемы. Этой же логикой руководствуется и президентское послание. Разумеется, российская экономика еще далека от того состояния, чтобы самостоятельно финансировать все социальные задачи, которые ставит перед собой государство. Однако ресурсы для социальной переориентации госрасходов появились уже сейчас: с преодолением спада и последовательным выполнением своих обязательств перед международными финансовыми организациями доверие к России возросло, что позволяет всерьез рассчитывать на привлечение средств с мировых финансовых рынков, которые будут на порядок дешевле, чем привлекаемые внутри страны.
       
Основной инстинкт
       Не вызывает сомнений, что социальный пафос предвыборной программы, которой во многом и стало послание, продиктован инстинктом политического самосохранения. Важно и другое - сегодня то же диктуют и чисто экономические соображения.
       Длительное стимулирование экспорта создало колоссальный разрыв между отраслями. Это проявилось в росте социальной и региональной дифференциации, еще в первой половине 1995 года создавшей угрозу для целостности российского общества. Тогда нарастание разрыва было остановлено введением "валютного коридора", ограничившим развитие экспортного сектора. Удалось даже снизить дифференциацию, но, как и следовало ожидать, ценой торможения экономического развития и роста политической напряженности. Консервировать такое положение бесперспективно. Поэтому государство обращается ко второй имеющейся у него возможности: стимулирования отраслей, ориентированных на внутренний рынок.
       Как это сделать? И возможно ли?
       Протекционизм дорог, и средств для его масштабного осуществления нет. Рост государственного спроса невозможен из-за отсутствия у государства средств. Остается одно - увеличение емкости внутреннего рынка за счет повышения платежеспособного спроса населения. Выход из кризиса в депрессию делает это возможным принципиально. Насущные социальные проблемы, требующие немедленного решения, дают в руки государства конкретный механизм повышения уровня жизни и насыщения рынка. Таким образом, социальная ориентация послания безусловно отражает как требования политической конъюнктуры - необходимость лишить коммунистических оппонентов монополии на социальную проблематику, - так и фундаментальные закономерности экономического развития.
       Действия в соответствии с ними и есть условие выживания государства - именно поэтому (несмотря на то что коэффициент исполнения прошлого послания президента ненамного превышал кпд паровоза) в осуществлении соответствующих мероприятий можно не сомневаться. Вместе с тем очевидно, что конкретные действия, хотя бы в силу естественного изменения условий их осуществления, будут проводиться не совсем так, как это предполагалось вначале.
       
Контуры будущего
       Как примерно будет реализовываться этот курс, мы можем представить, исходя из опыта конца 1995 - начала 1996 годов.
       Прежде всего - борьба с инфляцией. Повышение собираемости налогов и ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств - это прекрасно, но ухудшение финансового положения предприятий существенно ограничивает возможности реализации этих целей. Кроме того, их осуществление требует преодоления сопротивления влиятельных социальных групп. Поэтому немедленного эффекта они не принесут.
       Реальным ресурсом ограничения инфляции выглядит прекращение или сдерживание роста цен на продукцию естественных монополий или даже на все энергоносители в целом. Как показал опыт IV квартала прошлого года, эта мера не только возможна, но и благотворно сказывается на финансовом состоянии всей промышленности. Последнее особенно важно, поскольку прилив капитала в реальный сектор, на который возлагаются основные надежды, может быть осуществлен только при условии успеха на выборах Бориса Ельцина. Ведь цель тут - привлечение в государственные ценные бумаги не дорогого отечественного, а дешевого иностранного капитала, который боится коммунистов значительно больше, чем это кажется убаюканному Зюгановым российскому обывателю.
       Максимум, на который можно рассчитывать Россия до выборов, - это отладка механизма привлечения иностранных капиталов в госбумаги. А значит, система государственных ценных бумаг по-прежнему будет работать в режиме пылесоса, высасывая из экономики потенциальные инвестиционные ресурсы и не пуская их в производства, финансовое состояние которых не будет внушать особого оптимизма. Прекращение роста цен на продукцию естественных монополий и энергоносители будет своевременным и поможет промышленности продержаться до осени, когда приток иностранного капитала и общее улучшение инвестиционного климата облегчат решение ее проблем.
       Другое направление - неплатежи. Борьба с ними, вероятнее всего, превратится в борьбу с задолженностью бюджету и задержками оплаты труда, а на неплатежи между предприятиями будут закрыты глаза. Центр тяжести придется на неплатежи бюджетникам, задолженность перед которыми, видимо, будет погашена. Однако пять шестых задолженности по оплате труда, приходящиеся на долю предприятий (в том числе и вызванной неплатежами бюджета этим предприятиям), скорее всего, останутся и будут неоправданно восприниматься как свидетельство грубого нарушения обещаний, данных представителями государства.
       Результатом политически обусловленной "локализации целей" в области неплатежей станет проведение после выборов взаимозачета задолженности между предприятиями. Это, а также прекращение сдерживания цен на продукцию естественных монополий усилит инфляционный всплеск, обусловленный декабрьским ускорением роста денежной массы. Тем не менее бояться этого всплеска бессмысленно: во-первых, красный рассвет в Кремле грозит национальной экономике гораздо более страшным потрясением, во-вторых, этот всплеск полностью предсказуем, а государство имеет все шансы, чтобы минимизировать его. Разумеется, при условии, что делать это будут нынешний президент и нынешнее правительство.
       
       МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015