Банковский кризис резко уменьшил конкуренцию в Москве |
|
1997.03.13 , "Коммерсант"
, просмотров 798
Индекс концентрации финансовых потоков, несмотря на кажущуюся абстрактность, имеет прямое отношение к практической деятельности банков. Этот показатель характеризует объем средств, приходящихся в среднем на одно уже существующее в данном регионе банковское учреждение. Низкая концентрация финансовых потоков свидетельствует о том, что они разделены между большим числом банков, и среда в данном регионе является более конкурентной. Соответственно высокая концентрация финансовых потоков говорит о формировании в регионе своего рода банковских монополий и о снижении конкуренции.
К началу 1996 года экономические районы России разделились по уровню концентрации на три основные группы. Наибольшая концентрация финансовых активов отмечена в регионах с наиболее развитой финансовой системой: Москве, Северо-Западном и Западно-Сибирском экономическом районах, а также в Волго-Вятском районе. При этом, если для Северо-Запада относительно высокий уровень концентрации был характерен всегда, то Западная Сибирь вышла в лидеры по этому показателю лишь в начале 1995 года, Волго-Вятский район — во второй половине прошлого года, а Москва — и вовсе только в IV квартале, под воздействием сильнейшего обострения банковского кризиса.
В целом есть основания полагать, что именно кризис стал источником роста концентрации финансовых потоков в ряде регионов. Ухудшение конъюнктуры привело здесь к переориентации финансовых потоков на крупные банки, кажущиеся более надежными. Правда, в Москве были свои особенности: кризис принял здесь шумный и скоротечный характер, приведя к резкому снижению концентрации в III квартале и еще более резкому росту ее в IV-м. Это говорит о том, что первоначально ущерб был нанесен в основном крупнейшим банкам, но затем они сумели переложить потери на менее крупных партнеров. Статистическим отражением этого процесса и выступает резкий рост концентрации финансовых потоков.
С этой точки зрения характерен пример Санкт-Петербурга, являющегося финансовым центром Северо-Западного региона. Обострение кризиса здесь произошло в декабре 1995 года. При этом кризис ударил прежде всего по малым и средним петербургским банкам. В числе "пострадавших" оказались такие банки, как Северный торговый, Витабанк, Астробанк, "Кредит-Петербург" и др. В то же время местные гиганты — банк "Санкт-Петербург" и Промышленно-строительный банк — перенесли кризис легче и даже сумели кое-что выиграть. Например, мы сообщали о том, что часть счетов бюджетных организаций перешла из Северного торгового в ПСБ.
Однако принципиально важно, что в остальных экономических районах банковский кризис оказал прямо противоположное воздействие — концентрация финансовых потоков в них разными темпами, но в целом уменьшается. Особенно наглядно это проявилось на территориях, относящихся к средним по нынешнему уровню концентрации финансовых потоков: на дальнем Востоке, в Восточной Сибири, на Урале, в Северном экономическом районе.
В начале рассматриваемого периода (в начале 1994 года) некоторые из этих регионов были бесспорными лидерами по уровню концентрации финансовых потоков, иными словами, в этих районах имелись один-два крупных банка-лидера. При этом общее число банковских учреждений в этих районах было сравнительно невелико. Банки-лидеры, как правило, были слишком тесно связаны с крупнейшими местными промышленными предприятиями. По мере ухудшения финансового положения последних ухудшалось и финансовое положение банков, в результате чего произошло выравнивание финансовых потоков в рамках региональных банковских систем.
Классическим примером подобного развития событий стал Поволжский регион, а конкретно — Самарская область. Здесь за короткое время "просели" два крупнейших региональных банка Средневолжский коммерческий и АвтоВАЗбанк, в результате чего местная банковская система оказалась как бы "обезглавленной". Серьезный кризис переживают и крупнейшие банки Татарии, включая известный Татпромстройбанк (Ъ писал об этом подробно некоторое время назад). В результате в этих регионах появляются потенциальные возможности для усиления конкуренции и для проникновения крупных московских банков.
МИХАИЛ Ъ-
ДЕЛЯГИН