На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Кризис на рынке МБК (комментарий)

1997.08.25 , "Коммерсант" , просмотров 439
Масштабы наблюдаемого кризиса пока до конца не ясны. Однако нет сомнений, что речь идет о значительно более серьезном явлении, чем обычные конъюнктурные колебания рынка — это своего рода "черный вторник" на рынке МБК.
       На наш взгляд, обострению кризиса способствуют, по меньшей мере, два долгосрочных фактора. Первый — общее снижение эффективности банковской деятельности, вызванное стабилизацией макроэкономической ситуации, сокращением традиционных спекулятивных операций и усилением конкуренции.
       Второй долгосрочный фактор банковского кризиса связан с апрельским прекращением финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка, создавший новую, принципиально более жесткую финансовую ситуацию. Банковская система России еще не вполне эмансипировалась от государства — бюджетные средства все еще являются одним из важнейших ее ресурсов, поэтому распространение нехватки денег из бюджетной сферы в банковскую, превращение бюджетного кризиса в банковский было лишь вопросом времени.
       Кризис на рынке МБК потенциально может привести к многочисленным крахам коммерческих банков, "эффекту домино", подобному тому, что пережили США в период Великой депрессии. Тогда США на своей шкуре убедились в том, что сверхжесткая финансовая политика, приемлемая в период кризиса, в условиях депрессии смертельна. А ведь Россия перешла от кризиса к депрессии как раз в начале 1995 года.
       В этой ситуации вмешательство Банка России, видимо, неизбежно. В принципе, положение может быть стабилизировано "распечатыванием" резервных фондов Центрального банка или скупкой банков, испытывающих финансовые трудности, их более удачливыми собратьями. Однако описанные нами базовые тенденции, обостряющие банковский кризис, сохранятся. В долгосрочном плане стабилизации банковской системы вряд ли возможна без прямого участия государства. Это участие может проявляться либо в расширении его контроля за банковской системой страны, либо в смягчении финансовой политики.
       Первый путь состоит в приобретении государством крупных пакетов акций испытывающих финансовые сложности банков с последующей санацией этих финансовых учреждений. На первый взгляд этот путь заманчив, так как ведет к установлению государственного контроля над ключевым — финансовым сектором экономики, что на порядок повышает управляемость последней и позволят государству проводить собственную политику, а не мучительно лавировать между сиюминутными интересами крупнейших монополий. Именно полный контроль за банковской системой представляется ключевым отличием китайской реформы от реформ в странах Восточной Европы, обеспечившей Китаю устойчивое и едва ли не самое быстрое развитие в мире. Проблема, как всегда, в том, что в России недостаточно китайцев. В частности, государственное управление банками почти неизбежно будет на порядок менее эффективно, чем частное.
       Преимущества второго пути — смягчения финансовой политики — в его комплексности: ведь негативные последствия чрезмерно жесткой финансовой политики проявляются не только и не столько в банковской системе, сколько в бюджетной и производственной сферах. Разумным механизмом такого смягчения представляются облегчение резервных требований к коммерческим банкам и кредитные аукционы Центрального банка. Однако для их успеха необходимо снижение ставки рефинансирования, приближение ее к рыночному уровню, а эта мера крайне не популярна в ЦБ. Кроме того, любое смягчение финансовой политики нарушит договоренность России с МВФ и может привести к прекращению кредитной поддержки российской экономики.
       Таким образом, сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как "стратегический пат", выйти из которого удастся не раньше, чем негативные последствия чрезмерного ужесточения финансовой политики проявятся в полной мере.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015