На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Экономика России: взгляд оптимиста

1997.05.31 , "Коммерсант" , просмотров 761
Денежная масса в апреле: не все так плохо
       Данные, полученные из официальных источников, свидетельствуют, что денежная масса в апреле увеличилась весьма существенно — на 25%. Эта цифра косвенно подтверждается и динамикой макроэкономических показателей: например, снижением темпов роста просроченной задолженности (просроченная кредиторская задолженность выросла за апрель лишь на 6%) и задолженности по оплате труда (эта задолженность вообще уменьшилась за апрель на 3%).
       Однако, оценивая инфляционные последствия подобного увеличения денежной массы, следует учесть одно обстоятельство. Примерно половину прироста денежной массы составляют рублевые средства, эмитированные ЦБ в процессе увеличения его валютных резервов, или, попросту говоря, покупки долларов. С точки зрения существующей статистики рубли, специально выпускаемые ЦБ для покупки долларов, ничем не отличаются от любой другой эмиссии — статистика вообще учитывает лишь рублевую часть реально обращающейся денежной массы и абстрагируется от ее нерублевых компонентов (прежде всего иностранной валюты, используемой в обращении). Однако на самом деле вполне можно считать, что эмиссия для покупки долларов денежную массу не меняет — просто часть денежной массы, не учитываемая официальной статистикой (доллары), меняется на другую часть, официальной статистикой учитываемую (рубли). И в итоге операции ранее обслуживаемые долларами, теперь обслуживаются рублями. В итоге оказывается, что половина 25-процентного "прироста денежной массы" имеет стопроцентное валютное обеспечение и потому практически не оказывает инфляционного воздействия на экономику — дедолларизация экономики не ведет к росту цен.
       Остается вторая, действительно инфляционная, половина прироста денежной массы. Основной причиной ее появления является увеличение социальных выплат, на которое правительство вынуждено было пойти после того, как уровень жизни населения в феврале, в отличие от прошлых лет, не восстановился после сезонного январского спада. Причем, заметим, действительно вынуждено: опасности, с которыми сталкивается правительство в подобных случаях, не следует недооценивать. Опыт 1992-1994 годов показывает, что даже простое неувеличение покупательной способности доходов населения в течение нескольких месяцев подряд ведет к необратимым социально-политическим последствиям.
       Однако инфляционные последствия и этого прироста могут оказаться не так катастрофичны. Уже на сегодняшний день Центральному банку сумел предпринять некие упреждающие меры, в пожарном порядке изменив порядок резервирования банковских средств (правда, подобный антиинфляционный шаг резко ухудшил отношения ЦБ с банковским сообществом России.
       
Осенняя инфляция: чего можно ожидать
       Прежде всего следует отметить, что в ближайшее время новых инфляционных выбросов денег в экономику ждать вряд ли следует — в конце концов, правительство действительно пытается выполнить обязательства, взятые перед международными финансовыми организациями, а в экономике действительно происходят некоторые структурные сдвиги. Поэтому в обозримом будущем речь может идти только об инфляционных последствиях увеличения денежной массы, уже произошедшего с начала этого года.
       Учитывая, что последствия увеличения денежной массы происходят обычно с 6-месячной задержкой, первого ускорения роста цен можно ждать в августе — как следствия эмиссии в первом квартале. Однако необходимо помнить, что на самом деле эмиссия в этот период была не слишком значительной: рост денежной массы в феврале составил около 1% и в марте около 2%. Соответственно, и инфляционные последствия будут несущественными. Тем более что, как показал прошлый год, государство способно в течение долгого времени сдерживать и гораздо более мощное инфляционное давление, причем делать это столь эффективно, что большинство субъектов рынка даже не замечало нарастающего инфляционного потенциала.
       Кроме того, можно отметить, что в нынешних условиях не слишком высокой инфляции происходит развитие и диверсификация финансовых рынков — поэтому временной лаг между увеличением денежной массы и ускорением роста цен становится более длительным. К осени он, скорее всего, увеличится с сегодняшних шести до семи месяцев. Отсюда следует, что последствия относительно невысокой эмиссии в первом квартале будут наблюдаться не только в августе, но и в сентябре. В итоге инфляция в течение этих месяцев составит приблизительно 4,5%.
       После сентября будут уже иметь место последствия более значительного апрельского увеличения денежной массы. Ясно, что инфляция начнет в любом случае ускоряться, и мы будем наблюдать традиционную осеннюю инфляционную волну. Однако в 1995 году эта волна не будет катастрофической. Как следует из вышесказанного, реальный прирост денежной массы в апреле был не так велик, как кажется, и уже в определенной степени компенсирован политикой ЦБ. Широко же распространенные сейчас опасения осенних инфляционных последствий предвыборного популизма не слишком обоснованы: при подготовке к выборам власти сосредоточатся на чисто политических моментах и вряд ли станут прибегать к каким-либо масштабным экономическим шагам.
       Скорее всего, осенняя инфляция 1995 года не превысит уровня 8-10% в месяц (более того, уже к февралю-марту 1996 года инфляция спадет до 4-5%). По итогам 1995 года цены вырастут в 2,5 раза, то есть инфляция составит в среднем 8% в месяц (по сравнению с 10% в месяц в 1994 году). В принципе подобные результаты можно будет счесть существенным достижением правительства. Пусть весь путь к 5% месячной инфляции, открывающей дорогу к "инвестиционному будущему", пройти не удастся, но половина пути за 1995 год пройдена все-таки будет.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015