На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Предвыборная кампания Минфина России

2004.04.09 , "The Moscow Times" (Россия) , просмотров 406
Официальные данные о федеральном бюджете проливают свет на использование качественно новых 'политтехнологий' в России при президенте Владимире Путине: 'ударного' финансирования чувствительных в социально-политическом отношении статей бюджета в предвыборный период.

В середине 1990х гг., когда задержки с выплатой пенсий и зарплат пробрели практически повсеместный характер, излюбленным методом властей была ликвидация задолженности за несколько дней до выборов. Однако подобные меры, осуществляемые на региональном уровне, в масштабе всей федерации проходили почти незамеченными. А когда ситуация в экономике нормализовалась, использовать подобные методы было уже невозможно.

Но за 17 дней до декабрьских выборов в Государственную Думу министерство финансов вдруг начало оплачивать расходы 'с опережением графика', выделяя в конце ноября средства, которые, в соответствии с бюджетным планом, должны были выделяться только в декабре. Наиболее вероятное объяснение столь беспрецедентных действий заключается в том, что выборы должны были состояться 7 декабря, и средства, выделенные из бюджета даже в первый день месяца, могли попасть в карманы избирателей слишком поздно, чтобы повлиять на характер голосования.
Расходы на образование за ноябрь превысили плановые цифры на 6,5 %, на экологию - на 7%, на транспорт и связь - на 10%, на здравоохранение - на 13%, на государственный аппарат - на 15%, на правоохранительную деятельность и безопасность - на 16%, на 'мобилизационную подготовку' - на 35%, на культуру и искусство - на 36%, на уничтожение вооружений - на 40%, на СМИ - в полтора с лишним раза, на науку - на 57%, на космос - на 85%.

Общая сумма бюджетных средств, выделенных по этим статьям 'с опережением', превысила 10 миллиардов рублей - из них 4 миллиарда достались правоохранительным структурам и ФСБ.

В то же время общая политика сдерживания инфляции путем 'замораживания' денег на бюджетных счетах продолжалась, в том числе и за счет неполного выделения средств, запланированных в бюджете. В целом, не смотря на форсированные выплаты по наиболее 'чувствительным' статьям, бюджетные средства, как обычно, были выделены не полностью - остаток составил около 24 миллиардов рублей. Таким образом, учитывая 'опережающее' выделение средств по 'чувствительным' статьям, 'политически нейтральные' статьи бюджета в ноябре были недофинансированы примерно на 34 миллиарда рублей.

Однако перед более важными выборами - президентскими - власти на время забыли о борьбе с инфляцией.

В феврале 2004 г. расходы федерального бюджета увеличились по сравнению с январем месяцем более чем на две трети, со 163 до 273 миллиардов рублей, хотя его доходы остались практически без изменений. Единственной причиной этого 'взрывного' роста было стремление поднять настроение и наполнить карманы бюджетников накануне президентских выборов.

Это за Бориса Ельцина в 1996 г., люди 'голосовали сердцем'; за Владимира Путина, благодаря Минфину, они голосовали еще и кошельком.

В результате, если в январе бюджет имел профицит в размере 55 миллиардов рублей, то в январе в нем образовался дефицит на аналогичную сумму. 'Ударное' выделение средств производилось за счет их предварительного накопления на бюджетных счетах: в январе их сумма увеличилась на 55 миллиардов рублей, достигнув цифры в 300 с лишним миллиардов, а в феврале - сократилась на 75 миллиардов рублей.

Не менее красноречивы и изменения на балансовых счетах получателей бюджетных средств. В России получить средства из бюджета - еще полдела: министерство финансов должно к тому же санкционировать их расходование. Помимо желания бюрократов показать 'кто в доме хозяин', скупость Министерства финансов объясняется и стремлением сдерживать инфляцию за счет 'замораживания' средств, в том числе и тех, что уже находятся на счетах получателей. Поэтому в течение года суммы на счетах получателей имеют тенденцию к росту.

В январе 2004 г. средства на балансах увеличились на 48 миллиардов рублей. Можно было ожидать, что в феврале, при резком возрастании расходов, на счетах получателей бюджетных средств по чисто техническим причинам должен был возникнуть 'затор'. Однако в действительности там 'застряла' лишь незначительная сумма - менее 2 миллиардов рублей. Это свидетельствует о стремлении Минфина обеспечить накануне выборов, в отличие от обычной практики, своевременный доступ получателей к бюджетным средствам.

Вероятно для того, чтобы скрыть все эти трюки, Министерство финансов прекратило публикацию ежемесячных данных о постатейных бюджетных выплатах, ограничиваясь лишь квартальными отчетами. Но даже они не оставляют сомнений в том, что именно происходит.

Общие расходы федерального бюджета за январь-февраль 2004 г. составили 65% суммы, запланированной на квартал, а статьи, по которым средства выделялись с опережением, имели очевидное значение с точки зрения выборов.

Выделение средств на государственный аппарат составило 75% суммы, запланированной на квартал, тогда как за аналогичный период в прошлом году этот показатель равнялся 60%. В феврале финансирование выросло в 1,6 раза по сравнению с январем 2004 г.

Приоритетом пользовались 'силовые ведомства'. Их финансирование составило 77% квартального плана, по сравнению с 61% в январе-феврале 2003 г. Более того, в феврале 2004 г. расходы по этим статьям увеличились в 1,8 раза по сравнению с январем (а расходы на оборону - вдвое).

Средства на помощь регионам в январе-феврале были выделены в размере 75% от квартального плана (за тот же период в 2003 г. эта цифра составила 64%); февральские расходы превысили январские на 55%.

Накануне выборов даже промышленность, которая обычно остается без внимания, получила дополнительные средства.

Таким образом, можно прийти к выводу, что накануне президентских выборов - в отличие от парламентских - приоритетное внимание уделялось бюрократии, силовикам, региональным и промышленным элитам.

Сужение приоритетов и сам их характер свидетельствуют о снижении уровня демократичности на президентских выборах в марте даже по сравнению с трагическими выборами в парламент в декабре прошлого года.

Михаил Делягин - председатель президиума Института по изучению проблем глобализации
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015