Повышение ставки рефинансирования |
|
1997.01.10 , "Коммерсант"
, просмотров 932
Развитие российской экономики носит ярко выраженный циклический характер. Своего рода "генератором" инфляционных волн является подтягивание внутренних цен к мировым в условиях общей технологической отсталости и высокой монополизации хозяйства.
Этапы цикла определяются политикой государства. Выглядит это все примерно так. Когда ежемесячные темпы прироста цен возрастают настолько (в нашем случае между 20 и 30%), что становится реальной угроза гиперинфляции, на ключевые посты в правительстве назначают сторонников монетаристского подхода. Финансовая политика ужесточается. В результате инфляция существенно замедляется. При этом курс доллара растет медленнее внутренних цен, его покупательная способность на внутреннем рынке падает. Вследствие этого внутренние цены понемногу подтягиваются к мировым. Из-за господства в экономике России отсталых по мировым меркам технологий, это ухудшает финансовое положение многих отечественных предприятий.
На определенном этапе государство оказывается перед дилеммой: продолжать жесткую финансовую политику и закрывать неконкурентоспособные предприятия либо оказывать предприятиям поддержку, существенным образом смягчая финансовую политику.
Конечно, монетаристы в правительстве предпочли бы первый вариант. Однако закрывать предприятия можно только в одном случае: если есть открывающиеся предприятия, на которых можно занять основную часть высвобождающихся рабочих рук. В противном случае неизбежно социально-политическое напряжение, неприемлемое для слабого государства.
Поэтому монетаристов отправляют в отставку, а вместо них призывают "практиков", "крепких хозяйственников" и т. д. И в 1992, и в 1993, и в 1994 году государство открывало второй этап макроэкономического цикла и шло на смягчение финансовой политики, приурочиваемое к финансированию осенних сезонных работ (уборка урожая и "северный" завоз). Последствия были всегда одинаковы: скачок курса доллара, ускорение инфляции, политический кризис, "хозяйственников" — в отставку, монетаристов — в строй, и все начинается сначала.
Однако инфляционный импульс, полученный экономикой в 1994 году, был существенно слабее прошлогодних (см. график). Поэтому совпадение январских темпов инфляции не дает оснований для выводов о простом повторении ситуации начала 1994 года. Так, в январе прошлого года наблюдалось сезонно обусловленное однократное ускорение инфляции при общем ее снижении начиная с августа 1993 года, когда был достигнут циклический инфляционный максимум.
Длительность последней "фазы сжатия" (осуществления жесткой финансовой политики) в 1994 году была обусловлена временным устранением с политической арены части сил, заинтересованных в смягчении финансовой политики (разгром Верховного Совета РФ в октябре 1993 г.). Однако победа силой оружия над политическими оппонентами отнюдь не означала автоматической победы над инфляцией. Так как никаких изменений в сфере производства не произошло, новая инфляционная волна была неизбежной. При этом, уступая предыдущим в достигнутых темпах прироста цен (они несколько ниже, чем в 1993 году), она значительно превосходит их по своей длительности. Прорвав государственные запруды в последнюю декаду сентября, она еще не схлынула и угрожает новым ускорением роста курса доллара, а следовательно — и новым витком роста цен. Ее характер свидетельствует о том, что возможности проводившейся в 1994 году и ранее политики в основном исчерпаны.
Ранее стабилизация осуществлялась за счет того, что в "фазу сжатия" неконкурентоспособные предприятия немного повышали свою эффективность. Поэтому от кризиса к кризису несколько возрастала и эффективность общественного производства в целом. Понятно, что использовавшиеся при этом "внутренние резервы" предприятий были весьма ограничены.
Для коренного оздоровления экономики и проведения жесткой финансовой политики необходимо закрыть нежизнеспособные предприятия. Но для этого надо стимулировать инвестиции, чтобы рядом с закрывающимися нежизнеспособными предприятиями (или лучше на их обломках в результате санации) возникали новые, жизнеспособные, впитывающие в себя только что высвободившуюся рабочую силу.
Без дополнения жесткой финансовой политики мерами по стимулированию эффективных, то есть негосударственных, инвестиций речь может идти не о финансовой стабилизации, а лишь о продолжении спада производства, роста безработицы и обнищания населения. Все это и позволяет нам сделать вывод о том, что возможности развития экономики без стимулирования инвестиций исчерпаны.