На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Динамика реальных активов коммерческих банков

1997.08.03 , "Коммерсант" , просмотров 860
Изучение динамики реальных активов коммерческих банков (активов "с поправкой" на инфляцию) выявило любопытную закономерность. Реальные активы банков растут в периоды менее жесткой финансовой политики при более высоких темпах инфляции и, наоборот, начинают сокращаться при ужесточении финансовой политики и замедлении инфляции.
       Так как на протяжении последних полутора лет обуздание инфляции оставалось одной из приоритетных задач экономической политики, и правительство (пусть и не всегда последовательно) держало курс на финансовую стабилизацию, тенденция к сокращению реальных банковских активов просматривается совершенно отчетливо. В целом по России реальные активы банков сократились за это время в два раза. Это достаточно наглядная иллюстрация кризиса, в котором оказалась российская банковская система, лишившись инфляционного допинга.
       Как видно из приведенной таблицы, процесс сокращения реальных активов коммерческих банков протекает крайне неравномерно как по времени, так и по территориям. Более чем в половине экономических районов России сокращение реальных активов носит неуклонный, систематический характер, что, без сомнения, является дурным знаком, поскольку свидетельствует об определенном регрессе местной банковской системы.
       На остальных территориях России, за исключением наиболее развитого Московского региона, реальные банковские активы увеличивались в течение лишь одного квартала из рассмотренных пяти (в Московском регионе — на протяжении трех кварталов из пяти).
       Совершенно очевидно, что, чем меньше сокращение реальных банковских активов, тем в меньшей степени рассматриваемая территория затронута банковским кризисом, тем более устойчива и солидна вся ее финансовая система и, соответственно, более привлекательной является она с точки зрения развертывания банковской деятельности.
       Как уже отмечалось, в 1993 году увеличение реальных активов наблюдалось в периоды более высокой инфляции, то есть в первом и третьем кварталах. Во втором квартале, когда в результате мер, предпринятых правительством, произошло относительное замедление роста цен, реальные активы сократились почти на четверть, в четвертом — наполовину по сравнению с началом года. Столь болезненная реакция банков на ужесточение финансовой политики заставила специалистов сделать самые пессимистические предположения относительно их дальнейшей судьбы в случае, если твердая антиинфляционная политика будет последовательно проводиться на протяжении достаточно длительного отрезка времени.
       Однако в первом полугодии 1994 года характер развития процесса изменился. Уже данные первого квартала показали, что экономика России и, в частности, ее банковская система начали адаптироваться к умеренно жесткой финансовой политике правительства. Несмотря на небывалое снижение инфляции и нарастание кризиса неплатежей, реальные активы российских банков уменьшились совсем незначительно.
       Учитывая это, можно предположить, что банковская система России способна преодолеть кризис, в котором она оказалась, уже до конца 1994 года, причем без кардинального смягчения государственной финансовой политики. Хотя некоторое увеличение денежной массы летом и особенно осенью этого года (обстоятельство благоприятное с точки зрения динамики реальных активов банков) представляется практически неизбежным и носит во многом сезонный характер.
       Таким образом, восстановление реальных активов банковской системы России до уровня 1 января 1993 года (то есть почти вдвое по сравнению с первым кварталом 1994 года) вполне возможно уже к 1 апреля 1995 года. Если это произойдет, то мы будем иметь основание говорить о том, что банковская система России стала в значительно меньшей степени зависеть от политики государства.
       
       МИХАИЛ Ъ-ДЕЛЯГИН
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015