На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Чиновников внесут в «расходную ведомость»

2011.12.23 , БалтИнфо.ru , просмотров 729

Президент Дмитрий Медведев в целях борьбы с коррупцией предложил, помимо декларирования доходов чиновников, установить контроль над их расходами. Почему эта инициатива главы государства вряд ли будет работать, рассказали эксперты «БалтИнфо».

Система против системы

Глава государства в своем выступлении перед депутатами Госдумы и сенаторами продемонстрировал системный подход к борьбе с системной проблемой – коррупцией. Дмитрий Медведев предложил ввести контроль за расходами лиц, «занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы».

Речь идет о декларировании крупных расходов на приобретение земли, недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. Не во всех, правда, случаях, а когда эти расходы «явно не соответствуют» их доходам, уточнил президент.

Кроме того, он предложил ввести ограничения на совершение сделок между «государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний». Условно говоря, когда многомиллионный тендер на ремонт кабинета губернатора выигрывает компания, которой руководит его дочь. Количество подобных примеров превышает пределы разумного, что справедливо признал президент.

Президент России предложил взяться за расходы чиновников

Сейчас проверка на «прозрачность» для чиновников сводится к декларированию доходов. Прозвучавшее сегодня из уст президента предложение контролировать расходы, вероятно, приведет к декларированию и того, как и на что чиновники тратят свое жалованье.

Любопытно проследить, как в последний год менялось отношение первых лиц государства к этой идее. Весной с «декларацией о расходах» выступил премьер-министр Владимир Путин. Он также предложил отчитаться будущим кандидатам-единороссам. Путин отметил, что стоило бы заняться полноценной проработкой этой системы.

Глава государства несколько месяцев спустя вступил в полемику с премьером. Он заявил, что декларирование чиновниками расходов лишь приведет к новой системе коррупции. Вместо этого глава государства призвал жестче контролировать доходы.

«Прежде всего, надо контролировать доходы, но вынимать всю душу. Так как это делают европейцы, американцы – чуть-чуть что-то сокрыл, и за это вводить уголовную ответственность», – сказал тогда Медведев. Напомним, что глава государства уже успел уволить несколько «генералов», которые недостаточно честно «открыли душу» в своих декларациях.

«Болотная прочистила мозги»

Почему Медведев сменил ориентиры? Экспертам долго гадать не приходится. «Болотная площадь немного прочистила мозги. Путин высказался первым за возвращение выборов губернаторов, а Медведев выступил вот с этой идеей», – говорит руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова считает, что если месяц назад Медведев считал, что декларирование расходов приведет к еще большему переделу собственности, то сейчас он «немножко сдвинулся в своей позиции в сторону здравого смысла».

«Всем понятно, что на улице «что-то» происходит. Кажется, все Послание напоминало попытку, не очень нарушая установившийся порядок дел, ответить на требования, которые народ озвучивал в последние две недели после выборов. Руководители государства взяли список, прошлись по нему и в максимально мягкой, не слишком угрожающей форме предложили некоторые улучшения», - говорит Панфилова.

Точно такими же мягкими и половинчатыми, по оценке эксперта, получились и антикоррупционные посылы президента. Так, требование о введении контроля прозвучало в отношении непонятного круга лиц. Глава государства сказал лишь о «некоторых» категориях федеральных чиновников, за которыми нужен контроль.

Настораживает и другая формулировка – меры могут быть приняты, если «расходы явно не соответствуют доходам». «Получается, что если данных о явном несоответствии доходов расходам нет, то и контроля не будет», - отмечает Елена Панфилова.

Открытым, по ее словам, остается и вопрос по поводу санкций за подобные нарушения. «Из выступления Медведева можно сделать вывод, что максимум, который грозит чиновникам, – это увольнение по утрате доверия. Об уголовной ответственности речи не идет», – констатирует эксперт. Таким образом, заключает Панфилова, дальше мягкого воздействия президент не продвинулся.

Михаил Делягин напомнил, что послание Медведева было последним для него на посту президента. «Хорошо, что он обратился к разуму. Может, прислушался к критике, которая обрушилась на него после того не вполне адекватного заявления. Но вводить или не вводить эти меры будет уже другой человек. Был бы смысл обсуждать его заявление, если бы он начинал свою работу, а не заканчивал», – отмечает эксперт.

Чиновника не отучить от тайн

По мнению Делягина, в целом контроль над расходами властьимущих – вещь хорошая, но недостаточная. «У нас даже контроль за доходами не работает», – пояснил эксперт. Так, у вице-премьера Игоря Шувалова жена – не менее успешный бизнесмен, чем Елена Батурина у Лужкова, но никто не спрашивает, «почему и как» (напомним, СМИ обратили особое внимание на то, что в 2010 году сам Шувалов заработал 15 млн рублей, а его супруга – 373 млн).

Делягин считает, что в идеале наши чиновники должны, как госслужащие в Сингапуре, представлять декларации сразу нескольких видов – от доходов до инвестиций и банковских вкладов. А чтобы нарушения не скрывались, достаточно того, чтобы взяткодатель освобождался от ответственности при сотрудничестве со следствием, а у взяточника и его семьи забирали все доходы, в том числе добросовестно приобретенные. Эта система работает в США, но не у нас.

Член Общественной палаты РФ, профессор Вячеслав Глазычев считает, что говорить о полноценном контроле за доходами и расходами чиновников бессмысленно, так как это «не в нашей культурной традиции». А президент Фонда прикладных политических исследований «Индем» Георгий Сатаров также подчеркивает, что чиновникам ныне легко скрыть то, что подлежит декларированию. По его мнению, можно принять любые законы, но они не будут исполняться.

«Уничтожены механизмы внешнего контроля – реальная политическая конкуренция, оппозиция, заинтересованные в контроле влиятельные независимые СМИ, свободно работающие общественные организации. Ничего этого у нас нет, поэтому любые внутрибюрократические меры у нас не пройдут», – уверен Сатаров.

Столь же скептически рассуждает и Елена Панфилова. По ее мнению, для полноценного контроля за ситуацией не хватает простых и важных элементов – независимого парламента, нормальной надзорной и судебной системы.

К слову, эксперты не торопятся аплодировать президенту и за то, что в своем послании он обратил внимание на проблему «семейственности» (вышеупомянутые ограничения по сделкам между государственными и коммерческими организациями, среди руководства которых есть близкие родственники).

По словам Панфиловой, президент, по сути, сказал об ограничении «конфликта интересов», то есть о предупреждении фактов, когда должностное лицо имеет какие-либо сторонние интересы. Эта норма во всех странах работает безотказно, но у нас – нет. «Семейственность носит безумный характер, – подчеркивает Михаил Делягин. – 23-летние дети чиновников работают в руководстве госбанков, муж и жена сидят в правительстве… Пусть он сначала наведет порядок в этом бардаке».

Президент в своем послании пообещал, что борьбу с коррупцией в России будут вести «решительно, системно и последовательно». Напомним несколько последних новаций в этой системе. Так, стоимость подарков для чиновников не должна превышать трех тысяч рублей. Экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко вообще запретила чиновникам Смольного принимать от предпринимателей любые дары, в том числе алкоголь и конфеты. Правда, речь шла только о строительной сфере.

Перестали быть банковской тайной сведения о счетах чиновников вне зависимости от занимаемой ими должности. Информацию банки должны предоставлять по специальным запросам.

Добавим, что по данным ВЦИОМ, больше половины россиян считают, что чиновников надо обязать сообщать не только о своих доходах, но и о расходах. Однако 42% уверены, что борьбе с коррупцией такая мера не поможет.

Анна Беляева

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015