С начала декабря жители большинства российских регионов ощутили себя немного полярниками. Темнота на улице, когда на часах уже 9 утра, явление привычное, скорее, для жителей Мурманской области, чем Московской или Владимирской. Естественно, что «испытание тьмой» вызвало недовольство многих. Ведь и без того зимой организму трудно бороться с издержками нашего климата.
Впрочем, ещё в феврале, когда президент Дмитрий Медведев подписал указ, отменяющий перевод часов, многие эксперты предупреждали, что так оно и случится.
Здесь стоит напомнить предысторию вопроса. С 1930 года Россия жила по «декретному времени», введённому сталинским Совнаркомом. К поясному времени, которое больше всего «дружит» с естественным световым днём, тогда прибавили час. Это было сделано «в целях более рационального использования светлой части суток и перераспределения электроэнергии между бытовым и производственным потреблением».
С 1981 года СССР присоединился к странам, живущим по двум временам – зимнему и летнему. При этом отменить декретное время «забыли». То есть зимой разница с поясным временем на просторах «одной шестой» составляла один час, а летом – уже два часа. Такой режим вызывал справедливые нарекания как учёных, так и множества простых граждан. Пик общественного недовольства из года в год приходился как раз на время перевода стрелок, когда в организмах людей сбивались «биологические часы». У многих жителей России обострялись хронические заболевания, снижалась внимательность, что приводило к повышению числа аварий на дорогах и производстве. Даже крупный рогатый скот «протестовал» снижением удоев.
И вот в феврале 2011 президентом Дмитрием Медведевым было принято в общем-то здравое решение об отмене переходов на зимнее и летнее время. Однако вместо того, чтобы, как рекомендовали специалисты, вернуться к поясному времени или хотя бы к декретному (оно же зимнее) страну обрекли на существование в режиме + 2 часа. То есть мы теперь живём на два часа впереди естественного поясного времени.
Если весной и летом такой разрыв не очень-то ощущается, то в ноябре-декабре число недовольных новым режимом существенно выросло. Появились даже первые исследования, подтверждающие абсурдность принятого решения.
Таким образом, борьба с «переводом часов», которую вели учёные и экологи десятки лет, имеет все шансы переформатироваться в борьбу за возвращение к поясному или декретному времени.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в конце октября стал испытывать постоянный недосып и недомогание. Кроме того, у него обострились хронические заболевания. Политолог связал это с тем, что осенью стрелки не были переведены назад. Проведя интернет-опросы, в которых приняло участие три тысячи человек, Михаил Делягин понял, что он не одинок. Выяснилось, что 75 % опрошенных в декабре постоянно чувствуют усталость и недомогание. Только около 5% считают, что после отмены перевода часов состояние их здоровья стало лучше. Оставшиеся 20% ответили, что жизнь по летнему времени никак не отразилась на их самочувствии.
Почему же решение о том, по какому времени жить стране, было принято в худших советских традициях - без широкого общественного обсуждения?
- Решение принималось, когда ещё предполагалось, что Медведев может стать действующим президентом, а не техническим. Он пытался показать свою власть и могущество. Ведь такие манипуляции с временем никакому Навуходоноссору не снились. И в окружении Дмитрия Анатольевича не нашлось ни одного человека, который посмел бы обратить его внимание, что жизнь в таком большом разрыве с поясным временем приведёт к негативным последствиям. Почему это случилось – понятно. Известно много случаев, когда за спор со Сталиным люди получали государственные награды. Однако Медведев – не Сталин. Спорить с ним бессмысленно. – высказал «СП» свою точку зрения Михаил Делягин.
Кроме того, по мнению политолога, с экономической точки зрения жить круглый год по летнему времени, расточительно. Это увеличивает расход электоэнергии в утренние часы, что «приводит к росту доходов дружественных правительству энергетических компаний». Благодаря этому немного подрастёт общий валовый продукт, что улучшит отчётную статистику для власть имущих.