На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Делягин: "Единая Россия" развалится в 2014 году, Европа – чуть позже

2011.11.10 , Neva24 , просмотров 835

09 ноября 2011, 08:11 | Евгений Бабушкин
Европу по-прежнему трясет, еврозона на грани развала, а экономисты пугают народ страшным словом "рецессия". Хотя это просто старый добрый экономический спад. Почему Европе сейчас плохо? Когда плохо станет России? И, кстати, когда наконец в стране сменится власть? На эти и другие вопросы Neva24 ответил в эксклюзивном интервью Михаил Делягин — знаменитый экономист, политолог, директор Института проблем глобализации.

— Системный кризис в Греции, сокращение промышленного производства в Германии, угроза дефолта в Италии... Михаил Геннадиевич, объясните просто, как для идиотов, — что сейчас творится в Европе?

— Это проблемы общемировые. Глобальные. Непосредственно причина европейских потрясений кроется  в загнивании глобальных монополий. На самом деле Европа сейчас переживает два кризиса.  Первый кризис — общий кризис социальной пенсионной системы. Система вкладывает в будущих пенсионеров, то есть в рынки, которые не дают доходов. Но это проблема развитой, северной, части Европы.

— А второй кризис? "Греческий вопрос"?

— Совершенно верно, проблема южной части. Вхождение этих стран в Евросоюз носило колониальный характер. Корпорации северных стран покупали все, что им нужно, а все остальное закрывалось. А южные страны в обмен получили значительные социальные гарантии. Но когда у вас нет рынков, на которые можно работать, социальные гарантии нечем подкреплять в условиях кризиса.

— Что мы и видим на примере Греции, которая оказалась кругом должна... А чем вся эта ситуация грозит России?

— Чем это грозит России — мы видели только что. Угроза дефолта в Греции — она, кстати, не ушла, к ней просто привыкли — вызвала непопределенность по части рынков. Это привело к сокращению межбанковского кредитования и нехватке ликвидности. Соответственно, мы получили на ровном месте падение фондового рынка и падение рубля. И все это в условиях полной пассивности и бездействия государства. И все это даже не из-за банкротства, а просто из-за угрозы банкротства не самой большой европейской страны.

— Как отгородиться? Как сделать, чтобы какая-то заштатная Греция не раскачивала лодку?

— Очень просто. Сменить мотивацию российского государства. Взять в руки книжку под названием "Конституция" и прочитать в ней, что Российское государство должно служить не интересам глобального бизнеса, а интересам народа России. Деньги налогоплательщиков должны идти не на поддержку стратегических конкурентов в лице европейских стран, а на модернизацию собственной экономики. Необходимо усиление протекционизма до уровня, который существует в Евросоюзе. Нужен налог на вывод капитала.

— Есть примеры, когда этот налог помог?

— Да. Авторитарная экономика Малайзии и суперлиберальная экономика Чили в равной степени пережили кризис только за счет этого.

— А Россия?

— Очевидно, для Российского государства присоединение к ВТО значительно важнее, чем решение насущных проблем...

— Есть какие-то варианты? Возможна левая альтернатива?

— Левая альтернатива в России невозможна в силу характера нашего левого движения. С одной стороны, есть руководство КПРФ, которое даже более дисциплинировано, чем "Единая Россия" и ЛДПР. А с другой стороны, есть много группировочек, которые грызутся между собой...

— А либерализм?

— Ну, смотря какой либерализм вы имеете в виду... В социально-экономической сфере его полно и он особенно разрушителен. Global uber alles. С точки зрения прав человека он тоже существует, но в чистом виде мало кому нужен.

— А что нужно?

— На самом деле в народе некий синтез уже сложился. Согласие есть по всем вопросам, кроме национального, и тут нет большой разницы между представителями либеральной, левой или патриотической тенденции. Но в политическом поле эти три проекта искусственно разводятся в разные стороны. Все усилия направлены на то, чтобы объединения не произошло. Потому что, если это произойдет, власть сменится просто автоматически.  

— Но ведь рано или поздно все это рухнет. Когда?

— Совершенно точно, что не в 2012 году. Рост социальной напряженности начнется с осени 2012 года, но он еще не станет причиной смены власти. Наиболее вероятен 2014 год или чуть позже. У государства все-таки очень большой запас прочности. Есть интересный сценарий, о котором мне рассказывали люди из "Единой России". Они очень боятся, что власть превратит "Объединенный народный фронт" в партию и сделает его новой партией власти. А "Единая Россия" будет ликвидирована как ложная мишень, ее отдадут на растерзание и "ОНФ" получит свои 65%. Это, конечно, сбавит социальную напряженность и оттянет все на короткое время... Но проблема власти не в том, какие вокруг декорации.

— А в чем же?

— А очень просто. Слишком много людей в государстве искренне считают, что суть государства – не преумножение общественного блага, а их личное обогащение. Это трудный диагноз. Смертельный.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015