Единственный способ сохранения суверенитета Украины – интеграция с Россией |
|
2011.09.05 , KM.RU Новости
, просмотров 610
В беседе с обозревателем KM.RU директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин поделился своим видением нынешней «газовой битвы» между Москвой и Киевом.

– Знаете, очень редко можно так сказать про наше руководство, но в данном случае оно право. Есть договоренность с Украиной, Украина ее подписала как государство, украинский народ выбрал себе то начальство, которое выбрал. Соответственно, дезавуировать договор на основании того, что г-н Янукович о чем-то там подумал, нет никаких оснований. Попытка дезавуировать подписанный договор путем реструктуризации «Нафтогаза» производит впечатление мелкого шулерства. Я надеюсь, что это впечатление ошибочно.
– Как в целом Вы бы проанализировали действия украинской власти по преодолению проблемы? В частности, Янукович в принципе не исключил слияния «Нафтогаза» с «Газпромом».
– Украинская бизнес-культура несколько отличается от российской. Думать-то они могут сколько угодно, но при этом должны выполнять взятые на себя обязательства. Т. е., в принципе, ситуация здесь очень прозрачная. В условиях глобального финансового кризиса Украина не только не может выполнять подписанные ею же газовые соглашения, но и не может существовать как экономика в принципе, к глубокому сожалению. Премьер Азаров сверху делает все, что можно и «не можно», что даже вызывает негодование украинских предпринимателей. Да, он – блестящий управленец, выдающийся государственный деятель, прекрасный экономист, но, при всем этом, не волшебник.
Сама по себе экономика Украины, будучи отрезанной от России и находясь в условиях глобального экономического кризиса, существовать не может: это есть некоторая данность. При этом украинское руководство сейчас не горит желанием интегрироваться с Россией в рамках Таможенного союза и даже в рамках схемы «3+1». И тут есть внутреннее противоречие. Для того, чтобы Украине сохраниться как экономике, ей просто нужно идти на интеграцию. Я понимаю, что интегрироваться с нашими либералами ей неохота. Киев легко можно понять. Но, к сожалению, другого выхода тоже нет. И поэтому украинские власти пытаются найти некие промежуточные варианты, которые выглядят иной раз смешно, иной раз – глупо, а порой – просто противно.
Искренне считать, что «Газпром» наплюет сам на себя, и Россия легко откажется от договоренностей? Так ведь не бывает... И все же я надеюсь, что какой-то выход будет все равно найден. Единственный сейчас способ сохранения государственного суверенитета Украины, украинской экономики – это интеграция с Россией. Вопрос лишь в скорости, в формате, в том, как это организовать так, чтобы никому не было обидно и при этом всем выгодно. Это требует серьезных переговоров, время на которые в значительной степени упущено. Пока же все то, что делает украинское руководство, вызывает лишь недоумение.
– А что Европа? Стоит ли надеяться на то, что ее возможное вмешательство поможет как-то разрулить ситуацию?
– Европа уже показала во времена «оранжевых», что она готова пожертвовать стабильностью газовых поставок ради того, чтобы реализовать свои политические представления о том, что Россия и все, что связано с Россией, – это всегда плохо. Евросоюз показал себя во всей красе во время «газовых войн» времен г-на Ющенко. И рассчитывать, что политика Евросоюза в отношении Украины будет политикой Германии, а не политикой Польши и Прибалтики, я бы не стал. В конце концов, это – проблема, которую никто, кроме двух народов и двух государств, не решит.