2000.03.20 , "Ведомости"
, просмотров 812
Глобализация — качественно новый этап в развитии человечества.
Информационные технологии впервые в истории сделали наиболее выгодным бизнесом преобразование не мертвой материи, а живого сознания. Это подлинная революция, последствия которой еще не осознаны.
Другая примета глобализации — так называемые метатехнологии, использование которых исключает возможность конкуренции с их разработчиками. В наиболее чистом виде их идеология выражена в проекте «сетевого компьютера», при котором пользователь имеет лишь монитор и клавиатуру, а его память и все результаты работы находятся у оператора. Однако современные системы связи и работы в Интернете также весьма часто предусматривают возможность скрытого использования информации со стороны разработчиков этих систем. Возникновение метатехнологий делает технологический разрыв между более и менее развитыми странами непреодолимым, что исключает для последних возможность успеха в глобальной конкуренции.
Последствия этого усугубляются изменением наиболее важных ресурсов развития. В информационном мире это уже не пространство с закрепленными на нем народами и производством, а в первую очередь ставшие наиболее мобильными интеллект и финансы. Соответственно изменилось и сотрудничество между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций стало уступать место разрушительному освоению путем обособления и изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Осмысление реалий этого перехода породило понятие «ловушка глобализации», подробно обсуждавшееся на Всемирном экономическом форуме в Давосе, и теорию «конченых стран», попавших в эту ловушку и навсегда потерявших ресурсы развития.
Для России проблемы выхода из «ловушки глобализации» усугубляются ее спецификой: высоким уровнем монополизации и региональной дифференциации (так, необычно высокая роль государства на протяжении всей истории России была обусловлена в том числе и недостаточностью тесноты экономических связей между регионами для обеспечения их политического единства), а также холодным климатом.
Несмотря на скомпрометированность последнего тезиса, нельзя игнорировать тот очевидный факт, что Россия является наиболее холодной с точки зрения зоны хозяйственной деятельности страной мира. Это обусловливает, в частности, повышенную энергоемкость производства и повышенную стоимость рабочей силы.
Соответственно, такое производство и рабочая сила будут конкурентоспособны только при условии высокой сложности производства и труда.
Поэтому Россия может выжить, только будучи умной и решая сложные задачи. Концентрация на простых задачах означает гибель.
Очевидно, Россия не только не может, но и не должна быть глобальной конкурентной или военной угрозой. Лишившись своей технологической пирамиды, она вынуждена встраиваться в мировые кооперационные связи и должна войти жизненно необходимым звеном в технологическую пирамиду развитых стран.
Ценность России все больше заключается в оригинальном взгляде на мир, в нестандартном мироощущении, в интеллекте. С учетом этого ее место в мировом разделении труда — «фабрика мозгов», конвейер по производству самого дефицитного и самого ценного человеческого сырья: творцов и революционеров, «интеллектуального и эмоционального полуфабриката», способного к творчеству и генерированию принципиально новых идей. Не следует ждать, что заметная часть этих людей сможет найти себе применение в России, но лучше что-то, чем совсем ничего.
При этом, так как интеллект можно воспроизводить только при высоком уровне образования и, соответственно, благосостояния, мир будет заинтересован в нормализации жизни в России.