На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Последний бросок на Запад

2001.02.05 , "Ведомости" , просмотров 424
В середине 2000 г. развитие России изменилось. Если в первом полугодии нефтедоллары шли в основном на инвестиции (по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, к июлю по сравнению с декабрем они выросли на 18,6%, а реальные доходы населения снизились на 3,3%), то во втором переориентировались на потребление: инвестиции снизились на 0,4%, а реальные доходы выросли на 8,9%. В итоге за первое полугодие промышленное производство выросло на 6,3%, а за второе сократилось на 3,1%.

Причина — игнорирование правительством структурных проблем. Разгул монополий, незащищенность собственности и ветхость инфраструктуры повысили инвестиционные риски. Укрепление рубля на 15,2% толкнуло производство к стагнации, и, по прогнозам, рост ВВП в 2001 г. замедлится почти вдвое — до 4%.

Путин потребовал исправить положение. Ускорить рост до 7,6% статистическими манипуляциями или силовым давлением нельзя. Выход — интенсификация реформ.

Приток нефтедолларов вызывает эмиссию рублей, и чтобы их возврат на валютный рынок не сократил золотовалютные резервы, рубли приходится «замораживать» в бюджете, остатки на счетах которого выросли на эквивалент $5,4 млрд.

Эти средства могли модернизировать экономику, но нерешенность структурных проблем сделала этот путь невозможным.

Правительство не решает структурные проблемы не потому, что в нем собрались диверсанты. Там собрались ультралибералы, воспринимающие государство не как структурообразующий элемент рынка, но как его враждебную противоположность. Это не позволяет им даже видеть ситуации, в которых экономические свободы обеспечиваются только госрегулированием, — и, соответственно, проводить структурные реформы.

А это значит, что под верным лозунгом «структурных реформ» правительство будет, как в 1991 и 1998 гг., сокращать госрасходы за счет регионов (т. е. социальной сферы), прекращения поддержки промышленности и АПК, а также банкротить все неплатежеспособное, что уцелело. Формально это разумно, но большинство неплатежеспособных предприятий, которые можно закрыть, закрыты. Остались системы жизнеобеспечения, градообразующие и стратегические предприятия, ликвидация которых равносильна ликвидации страны.

Аргументом в пользу этих мер станет и задабривание Запада. В 2001 г. сальдо внешней торговли сократится в 1,5 раза — до $40 млрд. Договориться с кредиторами не удастся, что вызовет пересмотр бюджета. Это признание некомпетентности правительства станет первым дуновением политического кризиса, усиливаемого скандалом вокруг Бородина, сделает улучшение отношений с Западом необходимым — и радикализация реформ сможет снова стать разменной монетой, необходимой для новых займов и спасения элиты от уголовных дел.

Если сегодня правительство опять совершит этот «бросок на Запад», он действительно сможет стать последним для нас.

Только выбор Путина между ультралиберализмом и реальным решением структурных проблем даст ответ на проклятый «давосский вопрос» — является он наследником Ельцина, демонстрирующим решимость по не важно какому поводу и с какими последствиями, или же ответственным политиком?

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015