На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Реформа кризиса

2001.02.20 , "Ведомости" , просмотров 354

Заявление председателя Госстроя Анвара Шамузафарова о том, что уже в 2002 — 2003 гг. население должно будет оплачивать коммунальные услуги на 100%, не содержит и намека на оздоровление жилищно-коммунальных служб. Это значит, что их неэффективность и монопольный произвол будут не преодолеваться государством, но, как и прежде, оплачиваться населением — только во все возрастающих масштабах.

Выбирая между назревшими структурными реформами (комплексной антимонопольной политикой, декриминализацией банкротства, реформой судов и гарантированием инвестиций от некоммерческих рисков) и привычной фискальной политикой образца 1995 — 1998 гг., правительство склоняется к курсу, приведшему к краху 1998 г.

Между тем рост тарифов без оздоровления управления жилищно-коммунальным комплексом — бессмыслица: чем больше денег получит эта монополия, тем хуже она их потратит. Механическое повышение коммунальных тарифов будет такой же капитуляцией правительства перед монополиями, как и неуклонный рост тарифов естественных монополий без обеспечения их финансовой прозрачности. Оздоровление комплекса, как и любой монополии, возможно не за счет повышения тарифов, но за счет роста эффективности управления и снижения затрат — а об этом правительство даже не упоминает.

Энергетическая катастрофа в Приморье, на которую оно ссылается, — не основание для роста тарифов. Ее локальность доказывает, что она вызвана именно управленческими (помимо политических) причинами — достаточно вспомнить, как плата за электроэнергию собиралась во Владивостоке двумя компаниями, каждая из которых отрицала права другой! Усиление финансового давления правительства на население — попытка компенсировать собственную неэффективность (действительно, ведомства, кроме связанных с исполнением бюджета, в том числе отвечающие за структурную политику, давно атрофировались) ограблением людей.

Конечно, обещание субсидий бедным утешает — но какой будет черта бедности? В стратегии Грефа она проводилась по прожиточному минимуму: на социальную поддержку могли рассчитывать лишь семьи с потреблением ниже этого минимума, и поддержка не должна была обеспечивать его! Субсидирование только таких семей способно лишить права на жилье и превратить в бомжей десятки миллионов россиян.

Если же поддержку будут получать не нищие, а просто бедные люди, то обещанных и, вероятно, взятых с потолка 3 млрд руб. (менее 9 руб. в месяц на семью) не хватит. Тогда, как это было еще в 1997 г. с «адресностью социальной помощи», затея просто потеряет смысл: расходы на проверку уровня потребления и расширение сети собесов съедят экономию от полной оплаты коммунальных услуг малой (около 20%) частью обеспеченных россиян.

Гораздо эффективнее и справедливее установить, что владельцы элитного жилья уже сейчас должны оплачивать коммунальные услуги полностью. Но это неприемлемо для чиновников, желающих оплачивать услуги на ту же часть, что и обитатели бараков. Кроме того, автоматическое и не требующее размножения бюрократии разделение плательщиков на богатых и бедных по качеству жилья кажется ультралибералам «социализмом».

Намерение форсировать жилищно-коммунальную реформу за счет населения без роста эффективности управления — глупость. Как и другие меры, готовящиеся в рамках «третьего этапа либеральных реформ» (первый обернулся катастрофой 1992 г., а второй — 1998 г.), например, форсирование банкротств, — она ведет лишь к дискредитации президента и новому политическому кризису.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015