На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Реформа без разрушения

2001.03.19 , "Ведомости" , просмотров 383

За последние 10 лет слово «реформа» стало для россиян синонимом слова «уничтожение». Обсуждение проблем естественных монополий мало-помалу придает то же значение и термину «демонополизация». Между тем для такой сверхмонополизированной экономики, как наша, демонополизация — условие прогресса. Помимо естественных монополий в России действует монополия на привлечение средств населения под неформальные госгарантии — Сбербанк. Недееспособность государства не дает ему обеспечить контроль за ним, подобный контролю за его японским двойником — Почтовым банком. Вызванные этим неэффективность и непрозрачность, выливающиеся, например, в закачку средств Сбербанка в пирамиду ГКО в 1995 — 1998 гг. и даже после того, усиливают потребность в демонополизации. Науськиваемые олигархами (при охотном посредничестве либерал-реформаторов) международные финансовые организации требуют расчленения Сбербанка, что сломает его управляемость, вынудит государство отказаться даже от неформальных гарантий вкладов населения и вызовет социально-политический кризис. Ведь советское государство стало врагом своего народа именно из-за замораживания в январе 1991 г. его средств на счетах Сбербанка, т. е. из-за отказа от гарантий по ним. В 1995 г. Россия вновь стояла на краю пропасти, едва не пойдя на приватизацию Сбербанка.

В истории найдутся лишь считанные примеры успеха реструктуризации крупной монополии государством. Для нашего недееспособного государства эта задача непосильна. Значит, для демонополизации Сбербанка нужно идти иным путем, дозированно привлекая внешнюю конкуренцию. Первый шаг сделан давно: ряд зарубежных банков привлекают средства населения при условии соответствующих вложений в Россию. Формально это конкуренция Сбербанку, так как авторитет международных банков по меньшей мере не ниже, чем у государства. Беда в отсутствии филиальной сети, создание которой требует не просто денег и времени, но и интегрированности в социально-политическую среду России, что пока недоступно для иностранцев.

В то же время в наследство от рухнувших олигархических банков остались развитые филиальные сети, многие из которых находятся фактически под госуправлением (в том числе через АРКО), а некоторые ориентированы на привлечение средств населения.

Конкурсная передача (продажа или управление) этих сетей одному из международных банков уничтожит монополию Сбербанка и создаст ему реальную, а не формальную конкуренцию. Это не просто повысит эффективность инвестирования средств населения в Россию, но и снимет недопустимые требования Мирового банка и ряда олигархов по расчленению Сбербанка. Кроме того, данный проект привлечет дополнительные инвестиции (так как банк неминуемо начнет дополнять средства россиян своими).

Принципиальным вопросом, как ни печально, остается страновая принадлежность такого банка. Трагедии Косова и Македонии ясно указывают на стратегическую враждебность США континентальной Европе, а заявления представителей администрации Буша доказывают их враждебность России. Поэтому о допуске американских банков к конкурсу не может идти и речи — по крайней мере, до изменения отношения к нам руководства США. Иное дело — основные партнеры России: Евросоюз (на него приходится 35% нашего внешнеторгового оборота) и Китай, ориентированные на сотрудничество. Наиболее эффективно работающие в России банки сосредоточены в Германии, Австрии, Франции и Китае; логично предположить, что в конкурсе победит один из них.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015