На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Двери закрываются

2001.04.12 , "Ведомости" , просмотров 638

Опубликована статистика исполнения федерального бюджета за I квартал 2001 г. В начале этого года продолжилось устоявшееся за почти два года недофинансирование расходов бюджета (в январе — на 13,6%, феврале — на 12,6%, марте — на 13,6%) при сверхплановых доходах, снизившихся с 4,1% в январе и 6,0% в феврале до 3,8% в марте.

Армия недополучила в марте более 10%, причем Минфин назвал это «практически полным финансированием». Вероятные причины — смена министра и снизивший ее значимость выход из Чечни. Транспорту недодано 22,9%, экологии — 23,4%, промышленности — 47,3% (3,1 млрд руб.), космосу — 61,9%, сельскому хозяйству — 79,3% (2,8 млрд руб.). Из 1,1 млрд руб. мартовских бюджетных ссуд регионы получили 125 млн руб. (и еще 218,1 млн руб., недоданных в феврале). Минфин привычно объясняет это неспособностью бюджетополучателей оформить документы. Но даже выделенные средства зависают на счетах казначейства, как раньше на счетах «олигархических» банков. Так, в январе реальное финансирование ключевых расходов, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, было в среднем на 40% ниже сумм, перечисленных бюджетом. Основная часть этих средств, хотя и с опозданием, доходит до получателей: речь идет не об экономии, но о принудительном и бесплатном кредитовании правительства бюджетополучателями. Благодаря запаздыванию квартальное недофинансирование меньше месячного и составляет по итогам I квартала 2001 г. лишь 1,3%. Реальные приоритеты государства — СМИ (перефинансирование — 23,2%), пополнение госрезервов (16,2%), охрана правопорядка (9,4%), оборона (5,7%), помощь регионам (4,6%). Их поощрение идет за счет жестокого недофинансирования транспорта (10,4%), экологии (13,1%), промышленности (20,9% — 1,8 млрд руб.) и сельского хозяйства (54,1% — 2,9 млрд руб.).

Такие перекосы дезорганизуют всю экономику, свидетельствуют о чиновничьем произволе и возможностях для коррупции.

Хуже всего финансируется восстановление Чечни: в I квартале 2001 г. — на 2,1%: 11,6 млн руб. вместо 540 млн. В марте изменение порядка финансирования привело к его временному прекращению. Это оправданно, так как вызвано попыткой укрепить финансовый контроль. Сдержанная оплата Чечни отражает настроения россиян. По данным ВЦИОМ, доля оптимистов, считающих, что боевики будут разгромлены, снижается с 45% в декабре 1999 г. до 21% в марте 2001 г. Доля полагающих, что война «приведет к большим потерям и кончится, как в 1996 г.», увеличилась с 13% до 19%; считающих, что она распространится на другие территории, — с 22% до 35%, причем с июня 2000 г. эта наиболее пессимистичная точка зрения преобладает. При таких ожиданиях тратить деньги на Чечню не имеет смысла.

Возвращаясь к марту, надо отметить: если бы бюджет финансировал расходы на 100%, вместо профицита 8,9 млрд руб. возник бы дефицит 8,3 млрд руб. Но даже этой экономии оказалось мало, и основным стабилизатором бюджета стали остатки неиспользуемых средств, только несвязанная часть которых за I квартал сократилась почти вдвое — с 78,0 млрд руб. до 39,7 млрд руб., в том числе на 5,8 млрд руб. в марте.

Сокращение неиспользуемых остатков — признак повышения управляемости бюджета. Но неясно, что произойдет, когда этот резерв будет исчерпан и бюджет придется исполнять за счет текущих доходов, а не прошлых накоплений.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015