2001.04.12 , "Ведомости"
, просмотров 638
Опубликована статистика исполнения федерального бюджета за I квартал 2001 г. В начале этого года продолжилось устоявшееся за почти два года недофинансирование расходов бюджета (в январе — на 13,6%, феврале — на 12,6%, марте — на 13,6%) при сверхплановых доходах, снизившихся с 4,1% в январе и 6,0% в феврале до 3,8% в марте.
Армия недополучила в марте более 10%, причем Минфин назвал это «практически полным финансированием». Вероятные причины — смена министра и снизивший ее значимость выход из Чечни. Транспорту недодано 22,9%, экологии — 23,4%, промышленности — 47,3% (3,1 млрд руб.), космосу — 61,9%, сельскому хозяйству — 79,3% (2,8 млрд руб.). Из 1,1 млрд руб. мартовских бюджетных ссуд регионы получили 125 млн руб. (и еще 218,1 млн руб., недоданных в феврале). Минфин привычно объясняет это неспособностью бюджетополучателей оформить документы. Но даже выделенные средства зависают на счетах казначейства, как раньше на счетах «олигархических» банков. Так, в январе реальное финансирование ключевых расходов, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, было в среднем на 40% ниже сумм, перечисленных бюджетом. Основная часть этих средств, хотя и с опозданием, доходит до получателей: речь идет не об экономии, но о принудительном и бесплатном кредитовании правительства бюджетополучателями. Благодаря запаздыванию квартальное недофинансирование меньше месячного и составляет по итогам I квартала 2001 г. лишь 1,3%. Реальные приоритеты государства — СМИ (перефинансирование — 23,2%), пополнение госрезервов (16,2%), охрана правопорядка (9,4%), оборона (5,7%), помощь регионам (4,6%). Их поощрение идет за счет жестокого недофинансирования транспорта (10,4%), экологии (13,1%), промышленности (20,9% — 1,8 млрд руб.) и сельского хозяйства (54,1% — 2,9 млрд руб.).
Такие перекосы дезорганизуют всю экономику, свидетельствуют о чиновничьем произволе и возможностях для коррупции.
Хуже всего финансируется восстановление Чечни: в I квартале 2001 г. — на 2,1%: 11,6 млн руб. вместо 540 млн. В марте изменение порядка финансирования привело к его временному прекращению. Это оправданно, так как вызвано попыткой укрепить финансовый контроль. Сдержанная оплата Чечни отражает настроения россиян. По данным ВЦИОМ, доля оптимистов, считающих, что боевики будут разгромлены, снижается с 45% в декабре 1999 г. до 21% в марте 2001 г. Доля полагающих, что война «приведет к большим потерям и кончится, как в 1996 г.», увеличилась с 13% до 19%; считающих, что она распространится на другие территории, — с 22% до 35%, причем с июня 2000 г. эта наиболее пессимистичная точка зрения преобладает. При таких ожиданиях тратить деньги на Чечню не имеет смысла.
Возвращаясь к марту, надо отметить: если бы бюджет финансировал расходы на 100%, вместо профицита 8,9 млрд руб. возник бы дефицит 8,3 млрд руб. Но даже этой экономии оказалось мало, и основным стабилизатором бюджета стали остатки неиспользуемых средств, только несвязанная часть которых за I квартал сократилась почти вдвое — с 78,0 млрд руб. до 39,7 млрд руб., в том числе на 5,8 млрд руб. в марте.
Сокращение неиспользуемых остатков — признак повышения управляемости бюджета. Но неясно, что произойдет, когда этот резерв будет исчерпан и бюджет придется исполнять за счет текущих доходов, а не прошлых накоплений.