2001.05.21 , "Ведомости"
, просмотров 618
Апрельские доходы федерального бюджета — 134,8 млрд руб. — превысили план на 11,7%. Улучшив администрирование, ГТК собрал эквивалент $1,43 млрд — рекорд посткризисного периода. Сорвал план лишь Минатом, перечислив в бюджет не 1,5 млрд руб., а 0,3 млрд руб. (17,9%).
Дополнительные доходы, как и экономия от максимального в этом году недофинансирования расходов (20,8% — 26,4 млрд руб.), были заморожены. Минфин исполнил обещание вернуться к стерилизации рублей наращиванием неиспользуемых остатков бюджета, от которой он отошел в I квартале ради внешних выплат. За апрель они выросли почти в 1,6 раза — с 39,43 млрд руб. до 60,95 млрд руб.
Это лишает сборщиков налогов аргументации, так как средства идут не на нужды страны, а на улучшение статистики. Профицит бюджета в апреле — 34,1 млрд руб., более трети расходов (33,9%), 5,0% ВВП — с лихвой покрыл дефицит I квартала и позволил накануне опасной реструктуризации правительства рапортовать о поражающем воображение профиците января — апреля в 28,7 млрд руб. — почти $1 млрд. Но пользы этот профицит не принес.
Более того: в апреле возросла неравномерность расходов.
На 100% профинансированы лишь СМИ, МЧС и наука, почти полностью — МВД (99,9%), госуправление (98,2%) и образование (97,7%).
Умиляет, что Минфин впервые провел четкую, хотя и произвольную границу между «практическим выполнением» и «недофинансированием» бюджета: финансирование на 97,7% (образование) названо еще «практически полным» выполнением, а на 97,6% (социальная политика) — уже «недофинансированием».
Помимо социальной политики приемлемым было недофинансирование культуры (на 3,9%) и здравоохранения (6,3%), значительным — суда (11,1%), процентов по госдолгу (14,8%), регионов (18,3%), обороны (18,4%), экологии (20,3%), транспорта и связи (23,1%).
Провалено финансирование не только «пасынков Минфина» — военной реформы (получила 54,7% плана), промышленности (51,0%) и сельского хозяйства (28,6%), но и космоса, не получившего ничего.
По некоторым данным, именно в апреле прекращено финансирование чеченских беженцев. Так как бегство из Чечни — акт, как минимум, нелояльности к боевикам, это прекращение может быть вызвано лишь нехваткой средств на продолжение войны. При росте замороженных в бюджете средств в полтора раза такая нехватка — признак, как минимум, несогласованности силовой и финансовой политики.
Минфин почти два года называет причиной задержек финансирования неспособность чиновников оформить документы. Но это объяснение неполно. «Политика недофинансирования» реализует принципиальные установки ряда либералов на сокращение непроцентных расходов независимо от состояния общества. Как и в 1995 — 1998 гг., она не то что подрывает, а даже не позволяет возникнуть доверию общества к государству.
Усугубляет проблему вполне официальное использование трансфертов для давления на регионы. Население последних — основная жертва невыплат трансфертов — превращается чиновниками Минфина в разменную карту в переговорах с губернаторами.
Так, в апреле на «возмещение потерь в связи с изменением объемов и порядка формирования Фонда компенсаций» регионы получили на 23% меньше плана: не 862,2 млн руб., а лишь 664,2 млн руб. Минфин назвал причину: неподписание регионами графиков не только погашения долгов по бюджетным ссудам, но и возврата «неурегулированной задолженности». Ясно, что финансовое давление по неурегулированным вопросам недопустимо, так как подменяет правовое решение споров прямым административным насилием.