2001.06.04 , "Ведомости"
, просмотров 1337
Сегодня ясно: государство не обеспечит финансовую прозрачность естественных монополий и аффилированных с ними структур. Оно утратило возможность понять их устройство и сделало себя игрушкой в руках их менеджмента, подчинив реформы интересам их руководителей, а не общества. Таким образом, подготовка реформ естественных монополий из триумфа реформаторов превратилась в провал.
После этого быстрая капитуляция правительства по менее принципиальному вопросу повышения тарифов была неизбежна. Но никто не ожидал, что третий виток их роста (после мая — сентября 2000 г. и января 2001 г.) произойдет так быстро.
С 1 июня, когда еще не затихло эхо аплодисментов по поводу победы Чубайса над разумом в «битве при РАО», монополии быстро и без шума воспользовались плодами этой победы. ФЭК подняла тарифы АЭС на 7%, а электростанций РАО «ЕЭС России» — на 10 — 15%. В нищем Приморье тарифы выросли на 41%, в Татарстане — на 18 — 40% (вместе с теплом), а в Амурской области вообще ожидается скачок в три раза. Рост тарифов МПС на грузовые перевозки составил 18%, на пассажирские — 30%. «Газпром» не принял участия в «пире победителей» из-за смены руководства, но он включится в «тарифную гонку» и «откусит» у потребляющего газ РАО «ЕЭС России» часть сверхприбыли от роста тарифов.
За четыре-пять лет РАО «ЕЭС России» повысит тарифы еще в 2 — 2,5 раза — в среднем на 20% в год. Это обесценивает обещания значимого снижения инфляции, так как в ожидаемых условиях не позволит снизить среднегодовую инфляцию более чем до 12 — 15%. Она останется выше уровня 1997 г.
Будущее прозрачно. Правительство, нанеся удар в спину и без того теряющей устойчивость стране, подорвет ее конкурентоспособность и не удержит ни темп роста экономики (с 8,3% в 2000 г. он сократится в 2001 г. не до 4%, а до 3 — 3,5%), ни инфляцию (вместо обещанных сначала 12%, а затем 14 — 16% она может достичь 20%).
Где-нибудь в сентябре президент, как уже было дважды, громко изумится: с чего это растут цены? После чего показатели инфляции снизятся, но легче от этого никому кроме аналитиков, не станет.
В условиях государственной привычки делать аборт одной сестре, чтобы избавиться от беременности другой: в данном случае винить Минфин в инфляции, спровоцированной ФЭК и МАПом, — президентское изумление может усилить стерилизацию рублей в бюджете за счет недофинансирования. Эта экономия наложится на последствия налоговой реформы и удешевления нефти, из-за которых, по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, непроцентные расходы консолидированного бюджета и так снизятся в 2002 г. на 4,1 — 5,1% ВВП, или на 16,4 — 20,5% от уровня 2001 г.
Население окажется «между молотом и наковальней»: взлет тарифов, усиленный «реформой» ЖКХ, дополнится сжатием бюджетной поддержки.
Результат — рост неплатежей и отключений. Помимо техногенных катастроф (автор книги «Как прожить зимой без тепла и света» станет миллионером) это может привести к диффузии энергетического шантажа из экономики в политику. Ведь в обмен на отсрочку отключений РАО «ЕЭС России» сможет прямо диктовать губернаторам и бизнесменам те или иные шаги. На этом фоне пресловутый «административный ресурс» Кремля будет ничтожен, и страна будет управляться не им, а энергетиками.
Это реальные перспективы уже следующих выборов, и наполеоновские планы по превращению СПС в правящую партию, а Чубайса — в президента выглядят не безумием, а логичным продолжением экономической политики правительства.