«Газпром»: логика развития |
|
2001.06.08 , "Ведомости"
, просмотров 1050
«Газпром» определяет условия развития РАО «ЕЭС России», а через него — МПС и ЖКХ. Он — ключ к системе естественных монополий. Начав изменения именно с него, государство показало понимание его значения.
Первый шаг — обеспечение финансовой прозрачности. Без нее государство не будет понимать, что и зачем оно реформирует, и станет слугой не общества, но менеджмента монополий. Пример — «реформа» РАО «ЕЭС России», уже на стадии обсуждения обернувшаяся энергетическим террором. Поэтому прежде всего «Газпрому» нужна ревизия расходов. В 2000 г., по оценкам, его расходы на оплату труда выросли на 76%, а на закупку материалов — в два раза.
Необходима «чистка» посредников, в том числе экспортных, реструктуризация дочерних компаний, восстановление прав акционеров на необоснованно отчужденные активы. Надо изучить операции на рынке его акций, нерыночная динамика которого возбуждала подозрения в инсайдерстве. При создании единого рынка акций надо исключить возможность появления негосударственного блокирующего пакета, как это было с РАО «ЕЭС России».
Следует прекратить экспорт по заниженным ценам и «выпотрошить» недобросовестных внешних должников. Надо включиться в схему «внешние долги в обмен на инвестиции» (экспортные газопроводы загружены менее чем на 60%). Но главное — использовать возможность прорыва на сверхдоходные розничные рынки ряда стран Европы. «Газпром» пренебрегал ею ради поддержки оптовых перепродавцов, что лишало его огромных средств, а Россию — политического влияния.
Основные центры прибыли «Газпрома» — «Газэкспорт» (валютный экспорт), «Итера» (продажа газа в СНГ, операции с долгами, использование переданных ей активов), «Межрегионгаз» (расчеты в России), «СИБУР» (газо- и нефтехимия) — обособлены от добычи и транспортировки газа. Без них «Газпром» превратится даже не в «дырку от бублика», а в «дырку от трубы». Поэтому надо обеспечить контроль за центрами прибыли и ликвидировать разрушительные способы ее получения. Прежде всего — неденежные расчеты, которые не имеют оправдания в монетизированной экономике. Российские потребители оплачивают деньгами лишь 54,5% продукции «Газпрома» при среднем по крупным налогоплательщикам уровне 89,4%.
Чтобы сломать заинтересованность в неденежных расчетах, надо изменить даже не структуру компании, а характер бизнеса.
«Газпром» должен сконцентрироваться на транспортировке и продаже газа, продав мелкие и средние месторождения частным компаниям. Выступая как монополист при покупке у них газа, надо поддерживать высокую рентабельность добычи, так как без привлечения капитала нельзя преодолеть ее спад и газовую зависимость от Туркмении.
Сбытовая монополия нужна для концентрации средств на освоении необходимых для выживания сверхкрупных месторождений (невозможность этого при либерализации сбыта доказала нефтяная отрасль) и технологической модернизации (без нее не сократить огромные потери газа).
Независимая добыча заставит «Газпром» платить деньги самому и получать их с потребителей. Прирост поступлений в бюджеты газопотребляющих регионов будет «съеден» ростом денежной компоненты платежей за газ, но убытков не будет из-за сокращения злоупотреблений.
Переход на денежные расчеты позволит завершить диверсификацию «Газпрома» и превратить его в упорядоченный холдинг с эффективной конкурентной составляющей. Следующий этап — прорыв в энергетику: инвестиции и контроль за потребляющими газ электростанциями, участие в управлении отраслью в целом.