2001.07.17 , "Ведомости"
, просмотров 1024
Дебаты вокруг Трудового кодекса и пенсионной реформы затмили либерализацию валютного регулирования. Между тем на этом направлении успехи реформаторов максимальны.
Первый шаг — включение темы в послание президента Федеральному Собранию. Президент зачитал все — и то, что раз валютное регулирование работает плохо, его надо ослабить, и то, что россияне должны иметь те же права, что и граждане развитых стран.
Ясно, что россиянин, производящий в год $1673 ВВП, не может иметь те же права, что и американец, производящий более чем в 20 раз больше: «американские» права России нечем обеспечивать. С другой стороны, права россиян надо обеспечивать, начиная с простейших (на жизнь, здравоохранение и образование, безопасность), которые частью и не декларируются, а в целом — не исполняются.
Но реформаторы заняты иным правом — вывода капиталов из страны. Похоже, они служат лишь тем россиянам, чьи доходы сравнялись с доходами граждан развитых стран или превысили их.
После разрешения выводить из страны $75 000 Госдума за 20 минут снизила норматив обязательной продажи валютной выручки с 75% до 50%. На подходе новый закон, разрешающий вывозить $5 млн (точнее, эквивалент 150 млн руб.) почти без формальностей, а превышающие эту цифру суммы — с минимумом оных. Кроме того, с начала 2003 г. норматив обязательной продажи валютной выручки должен быть сокращен до 25%, а с начала 2004-го отменен вовсе.
Основной аргумент либералов — превышение продажей валюты 75% от экспорта, что указывает-де на прекращение оттока капитала. Это умозаключение, повторенное даже премьером, основано в лучшем случае на недоразумении, сравнении разнородных величин. Ведь проданной на бирже валюте ничто не мешает затем уйти из страны, а неофициальный возврат капитала меньше неофициального оттока. Аргументация либералов выглядит на фоне этих прописных истин как известный апокриф про дядьку из Киева.
Платежный баланс показывает, что бегство капитала не прекратилось. Неофициальный отток капитала — сумма фиктивного импорта, прироста просроченных долгов инофирм и «чистых прибылей и убытков» (сальдо скрытого от государства притока и оттока капитала) — составил $22,1 млрд в 2000 г., $5,85 млрд — в I и около $4,1 млрд — во II квартале 2001 г. С середины 2000 г. бегство капитала стабилизировалось на уровне около 50% положительного сальдо текущих операций — того, что зарабатывает страна.
По оценке, при сложившихся тенденциях в 2001 г. приток капитала превысит его бегство и выплату внешних займов на $5,5 млрд, в 2002 г. они сравняются, в 2003 г. чистый отток капитала составит около $10 млрд, а в 2004 г. — $15 млрд. Нехватка резервов для сдерживания этого давления сделает неизбежной новую девальвацию. Ее последствия — новое обнищание россиян (их реальные доходы все еще на 20% ниже докризисного уровня), подрыв доверия к государству, разрыв экономики на внутренний и экспортный секторы.
Пока правительство не решает проблемы, выталкивающие капитал из страны (незащищенность собственности и произвол монополий), либерализация его оттока стимулирует его бегство. Сокращение норматива продажи валютной выручки снизит масштаб, а значит, и устойчивость валютного рынка в кризисных ситуациях.
Либерализация валютного регулирования приближает девальвацию и делает ее вероятной до президентских выборов. Последствия — непредсказуемость их исхода и превращение следующего президента в марионетку «новых олигархов» как единственной в политическом кризисе организационно-финансовой силы.