На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Второе лицо Европы

2001.07.27 , "Ведомости" , просмотров 974

Европа не просто ближайший сосед, но и приоритетный партнер России. Сегодня она, в отличие от двуликого Януса, обращена к нам двумя разными лицами одновременно.

Первое лицо пугает: это НАТО, превращенное распадом СССР в агрессивный блок и доказавшее это в Косове и Македонии. «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому оба»: через пять лет вхождение Прибалтики в НАТО приведет натовские танки и артиллерию под стены Санкт-Петербурга.

Второе лицо Европы приятно и привычно: это ЕС, ассоциирующийся с торговлей и туризмом. Его расширение тоже создаст проблемы — изолирует Калининград, сократит товарооборот с Восточной Европой и Прибалтикой, упрочит визовый железный занавес, — но оно не несет прямой угрозы.

От того, какое из своих лиц Европа сочтет приоритетом, зависит будущее не просто сотрудничества с Россией, но и ее самой. Ведь если ЕС ориентирован на собственно европейские интересы, то НАТО в основном управляется стратегическим конкурентом Европы — США, что в условиях глобальной конкуренции превращает его в инструмент подрыва ЕС. Вся десятилетняя югославская трагедия направлена именно на торможение европейского развития. Если Европа предпочтет экономической интеграции (через ЕС) военно-политическую (через НАТО), она своими руками выроет себе могилу. Это возможно из-за неэффективности европейского управления: трудно объединять национальные бюрократии в единый механизм. Классический пример — расширение ЕС. К 15 его членам в обозримом будущем добавятся еще 10 стран Восточной Европы и Прибалтики. Это повысит внутреннюю разнородность ЕС и финансовое давление на наиболее развитые страны, что не просто замедлит развитие Европы и ослабит ее позиции в конкуренции с США, но и усилит внутриевропейские разногласия, создав угрозу внутренней фрагментации ЕС. Предвестие этого — Берлускони, пришедший к власти под лозунгом приоритетного развития юга Италии, а не наиболее слабых членов ЕС. Возможно, плохая подготовка к саммиту в Генуе, давшая простор антиглобалистам, — своего рода «кукиш в кармане», показанный объединенной Европе.

Неэффективность управления видна и в работе Европейского центробанка. Два года назад он объяснял падение евро тем, что язык его циркуляров (английский) не является родным для их авторов и читателей. Сегодня он считает своей главной задачей выравнивание уровня инфляции в странах ЕС, забыв об экономическом росте. Это не просто ошибка: это невнимание к конкурентам, ибо ФРС США согласованно решает обе эти задачи уже многие десятки лет.

По прогнозам специалистов Merill Lynch, в 2002 г. ЕС так и не оправится от замедления развития: рост экономики, сократившийся с 3,4% в 2000 г. до 1,6% в 2001 г., в 2002 г. вырастет лишь до 2,0%. При этом ЕС будет расти медленнее, а ее основной конкурент США быстрее, чем мир в целом (в 2000 г. мировая экономика выросла на 4,1%, а американская на 5,0%, в 2001 г. — соответственно 1,8% и 1,9%, в 2002 г. — 3,0% и 3,7%).

Неэффективность брюссельской бюрократии (как и российской) видна и в отсутствии прогресса по проблеме Калининграда: он может быть отрезан от России уже через 2 — 3 года.

Проблемы ЕС — повод не для насмешек, но конструктивной работы. Россия должна всеми путями и по всем поводам проявлять интеллектуальную инициативу. Неумение европейской бюрократии принимать решения дает возможности влияния не только США, но и России — и мы не должны упускать свой шанс.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015