2001.08.02 , "Ведомости"
, просмотров 831
Разработанные Минфином характеристики бюджета 2002 г. свидетельствуют об изменении бюджетной политики.
Прежде всего приоритетной задачей названо сокращение непроцентных доходов федерального бюджета. В благоприятной конъюнктуре они, вопреки либеральным догмам о необходимости минимизации госрасходов, выросли с 10,94% ВВП в 1999 г. до 11,62% в 2000 г. и 12,62% ВВП в 2001 г. «Идеологически вредный» рост должен быть преодолен: в 2002 г. их снизят до 11,91% ВВП, в 2003 г. — до 11,62% и в 2004 г. — 11,47% ВВП. Такое снижение расходов может привести к деградации бюджетной сферы не только на региональном, но и на федеральном уровне.
По оценке Минфина, дополнительные расходы федерального бюджета в 2001 г. — 162,1 млрд руб. Приоритеты правительства — статьи, доля которых в общих расходах увеличилась относительно утвержденного законом уровня.
Это прежде всего помощь регионам (ее доля выросла с 15,30% до 15,69%), образование (с 4,09% до 4,34%), космос (с 0,38% до 0,42%), а также, как ни странно, промышленность (с 3,74% до 3,81%), сельское хозяйство (с 1,74% до 1,92%) и транспорт (с 2,56% до 2,71%). Остальные расходы сократили свою долю; в наибольшей степени сокращение затронуло оборону (с 17,99% до 17,05%), правопорядок (с 11,03% до 10,25%) и социальную политику (с 9,37% до 8,48%).
Причина проста. В 2001 г. рост уровня жизни позволял экономить на населении (социальная политика) и, при социальной стабильности, на силовиках. Допдоходы шли в первую очередь на удовлетворение региональных лоббистов, предотвращение катастроф в реальном секторе и идеологические приоритеты (образование).
В 2002 г. приоритеты решительно изменятся. По сравнению с ожидаемым уровнем исполнения 2001 г. вырастет доля в общих расходах не только образования (с 4,34% до 4,78%), помощи регионам (с 15,69% до 15,97%) и космоса (с 0,42% до 0,64%), но и судебной системы (с 0,91% до 1,26%), военной реформы, т. е. выдачи пособий увольняемым из армии (более чем втрое — с 0,31% до 0,95%) и социальной политики (с 8,48% до 10,57%). В итоге расходы на последнюю впервые превысят расходы на правопорядок и госбезопасность.
Интересно, что, несмотря на рост расходов на поддержку регионов, целевым образом намечено развивать только Калининградскую область, Дальний Восток и Забайкалье, Курилы и Северный Кавказ. На их развитие (а также на ЗАТО, Сочи, наукограды и дорожное строительство) выделят аж 3 млрд руб.
Основным источником приоритетного финансирования реформ станет снижение расходов на обслуживание госдолга (с 19,94% до 19,15%), но главное — падение расходов на промышленность (с 3,81% до 2,42%), сельское хозяйство (с 1,92% до 1,03%) и транспорт (с 2,71% до 1,88%).
Удар по реальному сектору особенно опасен потому, что с 1 января 2002 г. намечено начать масштабные банкротства предприятий, не выполняющих условия реструктуризации бюджетных долгов. Это не просто поощрение криминализации экономики (ибо банкротства остаются криминальными), но и реализация идей о «редукции нерыночного сектора», под которым подразумевается 40% предприятий. А ведь большинство предприятий, которые можно было закрыть безболезненно, уже закрыты. Остались в основном системы жизнеобеспечения, градообразующие и стратегические предприятия, а также неотъемлемые элементы технологических цепочек. Их ликвидация наносит удар нормальной жизни всей России.