2001.09.18 , "Ведомости"
, просмотров 981
Хотя проект бюджета-2002 далеко не столь хорош, как поют «соловьи Минфина», число его фундаментальных, совершенно неприемлемых для общества недостатков действительно ограниченно.
Важнейший из них — непрозрачность, объективно рождающая произвол и коррупцию. Гордость правительства «прозрачным» бюджетом сродни гордости голого короля новым платьем.
Первое, что бросается в глаза, — отсутствие обязательных в прошлом величин ВВП и инфляции. Это не злой умысел, но необходимость: экономический прогноз, легший в основу бюджета, исходит из инфляции в 11 — 13%. Чтобы замаскировать нелепость этого (при 11% бюджет будет иметь одни параметры, а при 13% — другие), правительству пришлось вообще исключить из бюджета «неудобные» параметры. Перед самым внесением в Госдуму в бюджете возник «финансовый резерв». Правительство включило в него часть профицита (57,95 млрд руб.) и получило право по своему усмотрению добавлять к ним неиспользуемые остатки.
Средства финансового резерва могут идти на выплаты (включая досрочные) долгов только «в случае изменения макроэкономической ситуации» (неизвестно, какая ситуация взята в качестве базовой и кто определяет наличие изменения), причем бюджет не описывает механизм их использования в обычных условиях. Это дает правительству свободу использовать его на любые нужды, учитывающиеся в структуре профицита (от бюджетных ссуд и приобретения имущества в государственную собственность до накопления на счетах).
На фоне этой нелепости жесткая ориентация бюджета на погашение госдолга любой ценой выглядит как хотя и шокирующая, но заслуживающая уважения откровенность. Такой подход плох потому, что даже небольшая сверхплановая инфляция сделает недостаточной бюджетные ассигнования, а бюджет не даст направить инфляционные доходы на исправление ошибки правительства, ибо допдоходы должны идти на погашение госдолга, но ни в коем случае не на нужды бюджетополучателей. Это повторит ситуацию 2000 г., когда при допдоходах свыше 330 млрд руб. города вымерзали из-за нехватки нескольких миллионов.
Нежелание реформаторов защитить свою страну от последствий собственных регулярно повторяющихся ошибок может привести к глубокой экономической и политической дестабилизации.
Бесспорным достоинством проекта, одобренного правительством, была прозрачная структура не только текущих доходов и расходов, но и профицита, включая структуру внешних и внутренних займов, возврата и выдачи бюджетных ссуд, приватизации и иных направлений прихода и расхода средств, не включаемых бюджетной классификацией ни в доходы, ни в расходы. Но перед внесением бюджета в Госдуму из него «выпала» важнейшая часть — структура профицита. Правительство не указало даже доходы от приватизации (их сумма — до 35 млрд руб. — дана в приложенном к бюджету проекте программы приватизации, не являющейся его частью). В целом же сокрытие от общества структуры профицита передало в исключительное ведение чиновников финансовый оборот 330 млрд руб., придав фиктивно-демонстративный характер всему бюджету.
На этом фоне сногсшибательная статья 117, по которой «правительство вправе» давать субсидии и субвенции кому угодно и как угодно, выглядит не более чем последовательным развитием его логики.