2001.10.02 , "Ведомости"
, просмотров 939
На протяжении последних месяцев реформаторы последовательно отрицали немонетарный характер инфляции и то, что ожидаемое полуторакратное превышение ее уровня, заложенного в бюджет этого года (ожидаемые 18% против 12%), не имеет отношения к безнаказанному и всеобщему произволу монополий, а вызвано исключительно чрезмерным ростом денежной массы.
Последовательное игнорирование структурных факторов оставило государству единственный путь борьбы с инфляцией — ужесточение финансовой политики. И успех на этом пути был достигнут: последние месяцы инфляция оставалась либо отрицательной, либо близкой к нулю.
Но лекарство, похоже, оказалось страшнее болезни. В январе — августе 2001 г. рост денежной массы составил 19,3%, замедлившись почти вдвое по сравнению с 36,2% в январе — августе 2000 г. Резкое ужесточение произошло в мае, когда рост денежной массы был сокращен до 2%, и после «передышки» в июне (когда он увеличился до 4,9%) в июле и июле он составил 2,8% и 2,7%.
Почти двукратное ужесточение финансовой политики оказалось чрезмерным и ухудшило финансовое положение предприятий.
Прежде всего, в 2001 г. прекратилось оздоровление сферы расчетов, бывшее основным содержанием развития российской экономики в 1999 — 2000 гг. и ключевым фактором ее восстановления. Если в 1999 и 2000 гг. доля денежных расчетов уверенно росла с 47,1% в январе первого до 71,7% в декабре второго, то в 2001 г. она находилась на практически неизменном уровне 75,2 — 77,3%.
Прекращение вытеснения неденежных форм расчетов сопровождалось ухудшением финансового положения предприятий России. Положительное сальдо их прибылей и убытков в июле 2001 г. было на 32,9% ниже аналогичного периода прошлого года и достигло минимального уровня с января 2000 г. даже в текущих ценах. В сопоставимых ценах (дефлятор — рост цен производителей в промышленности) финансовое положение предприятий в январе 2001 г. было хуже прошлогоднего на 3,3%, в феврале — апреле — на 22,1 — 26,1%. В мае отставание сократилось до 11,5%, но в июне выросло до 22,4%, а в июле достигло беспрецедентной величины — 43,8%. Таким образом, в условиях ужесточения финансовой политики положение предприятий России ухудшилось почти вдвое. Возможности длительного снижения инфляции при помощи ограничения роста денежной массы, как показывает опыт 1995 — 1998 гг., ограничены; инфляция будет поддерживаться произволом монополий и потому составит в 2002 г. не 11 — 13%, как заложено в проект бюджета, а не менее 15%. При этом жесткость финансовой политики затормозит экономический рост. Скорее всего, он составит в 2002 г. не 4,3%, из которых исходит проект бюджета, а 3,5 — 3,7%. При упорстве реформаторов (так, представитель Минэкономразвития на обсуждении в Комитете по экономической политике Госдумы без тени юмора назвал 30% -ное повышение тарифов на электроэнергию в 2002 г. «антиинфляционной мерой») они смогут довести страну даже до расширения неплатежей. Однако не вызывает сомнений, что, как и в 1998 г., они объяснят результаты своей экономической политики неблагоприятной внешней конъюнктурой — на сей раз последствиями терактов в США.