На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1997





Главная   >  Статьи и интервью

Большая Москва окажется слишком большой - и потому принципиально неуправляемой

2010.12.07 , Форум.МСК , просмотров 539

- Насколько реально объединение Москвы и Подмосковья? Какие могут возникнуть предвиденные и непредвиденные сложности?

- Объединение нереально. Прежде всего, слияние двух субъектов Федерации контрпродуктивно: дальнее Подмосковье - обычный регион Центральной России, качественно отличающийся от Москвы.

Разумно объединять с Москвой лишь «ближнее Подмосковье», жители которого каждый день ездят в мегаполис и обратно, - максимум в границах нынешней «бетонки». Остальную территорию Подмосковья можно прирезать к прилегающим регионам или оставить самостоятельной Московской областью.

Однако в этом случае Большая Москва окажется слишком большой - и потому принципиально неуправляемой. Ее финансовые потоки, ее население в сочетании с естественным для столицы политическим влиянием сделает ее почти равноценной всей остальной России, что совершенно недопустимо.

Выходом могло бы стать превращение Большой Москвы в особый федеральный округ с разделением на субъекты Федерации с населением примерно по 3 млн.чел. каждый, - но для разложившейся системы государственного управления Россией это слишком сложно.

Собственно, даже объединение Москвы с Ближним Подмосковьем ставит перед государством ряд сугубо административных, управленческих задач, которые, с моей точки зрения, многократно превышают его управленческие возможности.

Поэтому разговоры про объединение, с моей точки зрения, останутся инструментом нервирования подмосковного губернатора Громова и, может быть, способом деликатного подталкивания его к освобождению кресла в пользу какого-нибудь «эффективного менеджера».

Реальной задачей является создание единой системы управления транспортным комплексом Большой Москвы, давно уже образующим единое целое, - но эту задачу, насколько можно понять, никто даже не ставит и в отношении транспортного комплекса Москвы.

 

- Вообще как правильнее расценивать тенденцию укрупнения субъектов? Со знаком плюс или минус?

- Произошедшие укрупнения регионов - дело правильное. После распада Советского Союза многие бывшие автономии выделились в самостоятельные регионы, хотя не имели для этого ни хозяйственных, ни демографических оснований. Думаю, что все эти автономии должны быть возвращены в состав «своих» регионов. Исключения - Ингушетия, а также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО.

К укрупнению остальных, исторически сложившихся регионов России, с моей точки зрения, надо подходить с исключительной осторожностью, тщательно просчитывая все последствия. Единственный субъект, который, с моей точки зрения, можно «закрывать» без особых сомнений, - Еврейская АО. Ну не получилось Израиля-на-Амуре, пора с этим примириться. Но и перед этим стоит все же сначала тщательно проанализировать последствия уже прошедших объединений регионов, выявить допущенные ошибки и извлечь из них уроки.

Укрупнение регионов сегодня - далеко не первоочередная задача российской государственности, которую нашему народу во многом предстоит просто создавать заново.

 

- Какие еще планы подобного укрупнения вынашивает власть?

- Вопросы к ней. Думаю, что, находясь уже фактически в состоянии избирательной кампании, она «вынашивает» совершенно иные планы. В частности, можно с высокой степенью вероятности предположить удорожание элитного жилья в наиболее фешенебельных районах Западной Европы.

 

- Связано ли назначение Собянина, в частности, с реализацией плана объединения Москвы и области?

- Нет, на этот вопрос можно ответить совершенно однозначно. Никакой связи здесь не было, и увольнение Лужкова было для федеральной власти внезапным и в определенной степени даже катастрофичным. Пойдя на конфликт, как он, вероятно, думал, с Медведевым, а на деле - с обоими руководителями страны, Лужков буквально вынудил уволить себя, отрезав все возможности к желаемому для федерального центра варианту отложенной отставки, позволявшей переложить на него все трудности зимы и выиграть время для масштабной замены московских кадров.

 

- Что объединение Москвы и области, если оно произойдет, даст властям, а что - нам, простым гражданам?

- Еще раз: не верю в такое объединение по тем же причинам, по которым не верю в возможность построения атомной электростанции в Бирме: для существующей системы управления это слишком сложно.

Если пофантазировать - власти получат укрупнение финансовых (а с ними и коррупционных) потоков, возможность получить сверхдоходы на участии в переделе собственности, скрыть свои старые дела за кулисами административных перетрясок, а с другой стороны - головную боль из-за роста политического влияния столичного региона.

При рациональном объединении население может получить смягчение транспортных и энергетических проблем, общее повышение культуры власти (по крайней мере, в ближнем Подмосковье), повышение уровня социальной защиты в ближнем Подмосковье. Но для достижения этих результатов государство должно оздоровиться и осознать себя как инструмент достижения общественного блага, - а этого, боюсь, до кризиса не будет.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015