2001.12.17 , "Ведомости"
, просмотров 1010
Приток валюты в Россию сокращается. Еще в июле 2001 г. экспорт после почти двухлетнего роста сократился по сравнению с июлем 2000 г. на 3,6%. И хотя в августе экспорт вырос на 0,4%, в сентябре он уменьшился на 4,6%, а в октябре и вовсе на 9,1%, упав до минимального с начала прошлого года уровня $6,9 млрд в месяц.
Рост импорта в условиях столь наглядного сокращения притока валюты замедляется: за него просто нечем платить. После рекордного увеличения в июне 2001 г. на 31,4% рост импорта сократился в октябре до 9,4%. Но и замедляющийся рост импорта все равно рост, и в октябре он достиг максимального в 2001 г. уровня в $4,8 млрд.
Результат — уменьшение положительного сальдо внешней торговли — октябрьское положительное сальдо внешней торговли составило $3,5 млрд — минимум последних двух лет.
Сохранение сложившихся тенденций снизит его на 15,2% — с $60,7 млрд в 2000 г. до $51,5 млрд в 2001 г., что ощутимо ослабит устойчивость финансовой системы России перед лицом падения нефтяных доходов в 2002 г. и роста внешних выплат в 2003 г. Другая опасность, связанная с сокращением притока валюты, — резкое торможение прироста денежной массы. Оно может чрезмерно ужесточить финансовую политику и не только угрожающе снизить устойчивость банковской системы, но и в перспективе вновь ввергнуть Россию в кризис неплатежей.
В силу статистического лага наблюдаемое сегодня падение экспорта и уж тем более рост импорта вызваны не удешевлением нефти (снижение экспорта наметилось еще при высоких ценах на нее), но сугубо внутренними причинами. На поверхности — продолжающейся в условиях стабильности курса доллара инфляцией, повышающей реальный курс рубля, что стимулирует импорт и подавляет экспорт. Действительно, рост реального курса рубля на 28% за 2000 — 2001 гг. стал одним из ключевых факторов, подрывающих конкурентоспособность России. Снижение инфляции и ускорение роста курса доллара замедлили увеличение реального курса рубля, которое за июль — ноябрь составило лишь 0,8%. Ускорение этого роста в ноябре свидетельствует о его сохранении как среднесрочной тенденции.
Колебания валютного рынка в ноябре создают ощущение, что государство может попытаться остановить рост реального курса рубля не сдерживанием инфляции, но ускорением роста курса доллара в меру инфляции.
Однако «ползучая» девальвация без решения назревших структурных проблем принесет лишь временное облегчение. Ее основной недостаток — отказ от торможения инфляции относительно медленным ростом курса доллара. В результате монопольные злоупотребления будут сильнее влиять на общий рост цен. Инфляция будет разгоняться и поддерживаться растущим в соответствии с ней валютным курсом, что уже через несколько месяцев может сделать соответствующий ей рост курса доллара совершенно неприемлемым.
Кроме того, рост курса доллара по мере инфляции сделает хранение средств в долларах безубыточным и прекратит дедолларизацию — сброс валюты населением и предприятиями. В результате приток валюты в золотовалютные резервы замедлится не только за счет внешней торговли, но и из-за изменения поведения субъектов экономики, что приведет к более быстрому, чем ожидается, сокращению этих резервов.