2002.02.22 , "Ведомости"
, просмотров 945
История движется общностью интересов. Приближаясь к выборам, Россия входит в новый период их консолидации.
Главная сила общества — крупный капитал, излеченный дефолтом от «детской болезни финансовых спекуляций». Он формирует экономическую повестку дня правительства, но, как показал отказ от социальной реформы и «спуск на тормозах» либерализации валютного регулирования, правительство может говорить «нет», когда интересы бизнеса противоречат общественным.
За свою поддержку на президентских выборах крупный капитал должен получить что-то весомое — и соответствующее интересам общества (иначе президенту придется, как Ельцину в 1996-м, после победы издать указ с перечнем отменяемых обещаний).
Главная задача, для решения которой стоит использовать предвыборное напряжение сил, — искоренение «демократического феодализма», созданного формальным насаждением в эпоху Ельцина демократических институтов. Эти институты, искусственно привитые советскому обществу, создали не самодеятельность масс, но произвол и бесконтрольность. В итоге свобода печати превратилась в свободу информационных войн, федерализм выродился в грабеж и насилие случайных региональных князьков, малое и среднее предпринимательство было вытеснено в теневую сферу, правоохранительные органы стали пугать граждан большей преступностью, «наведение конституционного порядка» оказалось синонимом безнадежной войны, и даже идеалы либерализма обернулись апологией безграмотности и безответственности разбухающей бюрократии.
Это мешает бизнесу. Рост капитализации России требует расчистки делового пространства от феодальных структур, прикрывающихся демократическими идеалами.
Реформы наметили движение в этом направлении.
Так, изъятие средств из региональных бюджетов не только провоцирует их кризис, начавшийся уже в январе (когда долги по зарплате выросли вдвое), но и создает предпосылки для разрушения «губернаторского бизнеса», при котором конкуренция невозможна.
Приватизация, в том числе земли и транспорта, также ослабляет «губернаторский бизнес», расчищая место крупным корпорациям.
Рост тарифов естественных монополий «прореживает» ряды мелких и средних, а потому мало конкурентоспособных предприятий. Так, удорожание железнодорожных перевозок ликвидирует их в лесном комплексе, освобождая место крупным фирмам, не экспортирующим дешевый полуфабрикат, а перерабатывающим его в России.
Удорожание перевозок может сделать нерентабельным и экспорт металлолома, что уничтожит часто криминальный мелкий и средний бизнес или превратит его в поставщика российских меткомбинатов.
В целом программа либералов, направленная на искоренение «нерыночного сектора», расширяет возможности бизнеса и может стать основой предвыборного союза.
Бизнес не озабочен резким сокращением массового потребительского спроса, так как в результате перераспределения финансовых ресурсов его спад будет компенсирован ростом элитарного, концентрированного спроса. Возможное недовольство населения не тревожит государство, так как выравнивание информационно-политического пространства и эффективный подсчет голосов не дадут проявиться массовым протестным настроениям.
Демократический феодализм — раковая опухоль России. Важно, чтобы связанная с выборами химиотерапия не убила сам организм.